Сибирские Огни, 1978, № 1
ЗЕМЛЯК. ТОВАРИЩ... 157 двухэтажное здание райкома, кабинет первого секретаря на втором эта же, приемную, где сидят герои рассказа. Я почти уверен, что именно это здание описал Василий. Оно рядом со школой. И в какую чайную водил потом Сеня Громов «полезного человека», и в какой колхоз ездил за ва лами— я все это вижу так, будто сам при этом присутствовал, только вот он сумел написать, а я— нет. Все вроде документально, но ведь не доку ментально. Все высокохудожественно, все написано талантливой рукой, которую водило горячее сердце. Много надо знать, многое испытать, чтобы писать так достоверно, как писал Шукшин. Вот я читаю рассказ «Далекие зимние вечера» из первого сборника Василия. Мать с сыном идут из лесу, куда они ходили за березками. Война. Зима. Срубили березки, идут обратно... «Идти поначалу легко. Даже ве село. Тонкий конец березки едет по дороге, и березка глуховато поет око ло уха. Прямо перед Ванькой на дороге виляет хвост березки, которую несет мать. Ванькой овладевает желание наступить на него... Березка гудит и гнется в такт шагам, сильно нажимая на плечо. Ванька останав ливается, перекладывает ее на другое плечо. Скоро онемело и это. Вань- на плечо. Стало жарко. Жаром пышет в лицо дорога...» ка то и дело останавливается и перекладывает комель березы с плеча .Это надо испытать. Холодно. Ветер. Полуголодный мальчишка не сет домой березку, чтобы протопить печь, а та березка кажется ему ги гантским деревом. Знаю, как это нелегко, если с утра ничего не ел мальчишка, кроме картошки. Верю я здесь каждой детали... Небольшое отступление. Садясь писать эти воспоминания, я решил еще раз просмотреть все книги Василия Шукшина, которые у меня имеются, чтобы освежить в памяти его рассказы. Конечно, я все читал раньше. Но вот начал просматривать и не удержался — снова все пере читал... И снова о многом вспомнилось, и снова все ожило в памяти, как будто было это вчера... Книги. Вот киносценарий «Живет такой парень». Он подарил мне эту небольшую книжицу в Москве, когда я приезжал к нему с рукописью «Любавиных». На титульном листе надпись: «Лене Чикину, другу, земляку...» Помнится, я сказал ему, прочитав надпись: «Ну, а что же ты мне одному пишешь?» «Ах, да!» — сказал он. Взял книгу и на обороте титульного листа добавил: «Неля! Мне твой муж на помнил, что я не упомянул тебя. Милая!!! И тебе на память о добрых днях!» Вот «Сельские жители...» Эту не дарил, я ее купил, но в 1965 году он оставил на ней свой автограф... Вот «Земляки». Эту подарил он на квартире Ивана Попова в апреле 1971 года. Вот «Характеры». Ее он вру чил мне 30 декабря 1973 года на своей новой московской квартире: «Неле Созиновой и Леониду Чикину, дорогим землякам и друзьям на добрую память...» А вот «Я пришел дать вам волю», «Беседы при ясной луне», «Брат мой», двухтомник... На них уже нет дарственных надписей. Они вышли после того ро кового дня... Москва. 30 декабря 1973 года. Завтра кончается моя командировка, в кармане уже лежит авиабилет на ночной рейс до Новосибирска, но впе реди еще целый день и... ни рубля денег, как часто случается в команди ровке. А возвращаться домой накануне Нового года без подарков деда Мороза как-то неприлично. Я достал записную книжку и перелистал ее... А... Б... Д... К... Ш... Шукшин?! — А вдруг он дома? — подумал я и тут же набрал номер телефона.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2