Сибирские Огни, 1978, № 1
ЗЕМЛЯК, ТОВАРИЩ... 155 терявшемся в тундре, жили в тепле, а за окнами бушевала непогода и по условиям техники безопасности мы не могли выйти на работу, я на писал за двадцать дней столько же, сколько в Сростках. А в Сростках я еще успевал рыбачить, бродить по селу и его окрестностям, и даже иногда помогать по хозяйству родственникам, у которых жил. Кроме всего этого, по воскресеньям я позволял себе отдыхать по-настоящему. Однажды дальняя родственница Василия, женщина в годах, у ко торой уже внуки большие (ее дочь я тоже помню по школе), сказа ла мне: — Хоть бы ты о нас написал, что ли... — Ну, как... написать? — растерялся я.— Я же стихи пишу. А у вас есть Шукшин... Кстати, как вы к нему относитесь? — Это Василий-то? А-а-а-а... Он обо всех своих родственниках на писал, а обо мне не пишет... Я пытался объяснить ей, как мог, сущность художественной лите ратуры, что писатель, подсмотрев в жизни тот или иной эпизод, вправе по-своему его истолковать, что герой произведения — тип собиратель ный, слепленный, склеенный из многих... — Ну да,— обидчиво перебила она меня.— Склеенный... А фами лии? Фамилии-то все наши. Сростинские... Небольшое отступление. Она, эта дальняя родственница, так и ска зала: « с р о с т и н с к и е » . И сейчас никто из пожилых людей, старых жителей села, никогда не скажет, что он «сросткинский житель». Нет, он скажет: сростинский. В справке, выданной мне райгосархивом, напи сано, что «окончил девять классов Сростинской школы». В военном би лете значится, что я призван «Сростинским райвоенкоматом». В трудо вой книжке первая запись от 1944 года такая: «Сростинский РК ВКП(б)». И я, например, старательно избегаю писать в этих воспоми наниях прилагательное «сросткинцы»; рука застывает, язык не повора чивается. Так и живу, призванный в армию Сростинским райвоенкома том, работавший в Сростинском РК ВКП(б). Так вот об «историях». Тут на каждом шагу натыкаешься на «сю жеты для коротких рассказов». Вот, например. Живут на одной улице рядышком старики. Родст венники дальние. Живут дружно, мирно. Потом один другому сказал какое-то не очень приличное слово. Нет, не гусаком его обозвал, а по крепче. Но обозвал, надо сказать, несправедливо. Оскорбленный подал в суд. И тут началось. Их пытались примирить соседи. Они ни в какую. Тянулась эта история несколько месяцев, и чем она кончилась — не знаю. Или: приехали в село собиратели частушек, городские девушки из университета. Им кто-то посоветовал: «А вы во-он к тому деду подойди те, он много вам напоет...» Пришли. Дед совершенно серьезно сказал: «Девоньки, дорогие мои, это кто-то вам набрехал, я частушки не пою, это вино поет...» Девушки «намек поняли» и— делать нечего! — купили на свои последние деньги две бутылки красного. Вино «запело». Дед пел частушки до тех пор, пока винные пары из головы не выветрились... Или: живет в селе пенсионер. Не сельский коренной житель, в горо де работал, а как вышел на пенсию, переехал к природе ближе, врачи посоветовали. Имеет он бензопилу «Дружба». Его, конечно, приглашают многие пилить дрова. Он ходит, пилит. Хорошим людям—кого он такими считает — пилит за «так», за «спасибо», плохим — по его мнению — за деньги, а у кого и натурой берет — картошкой, овощами...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2