Сибирские Огни, 1978, № 1
ЗЕМЛЯК. ТОВАРИЩ... 141 Тут все мужчины, дымящие папиросами, заинтересовались и стали слушать нас. — Ну да. Мне... ■— Ничего не понимаю! — Наверное, я в тот момент выглядел из рядно растерянным,— Как же так? Я до сих пор пьесу на память помню, знаю, что в ней было занято всего пять человек... Погоди... Я сейчас да же попытаюсь вспомнить... Значит, так: Венка... Васька... Вовка... Я... Это — четыре... И — пятый, пятый... Я его плохо знал, но, подожди, сей час вспомню... Он такой низенький был, коротенький, недомерок вроде... — Можешь не вспоминать,— не обижаясь, улыбнулся Василий,— Пятым был я. А точно, я тогда вот таким шкетом был,:— он показал ру кой ниже моего плеча.—IНо ты все-таки дал мне роль. И еще я помню, что в той пьесе... — Нет,— сказал я.— Ничего не вспоминай. Ничего не рассказывай. Отойди-ка чуть в сторонку... Василий отошел от стеллажа, в нижнем отделении которого храни лись мои папки с бумагами, с черновиками, с газетными вырезками и прочими нужными и не очень нужными бумагами. Я повыбрасывал папки на пол, нашел среди них ту, на которой бы ло написано: «Черновики. Доработать», выхватил из нее несколько отпе чатанных на машинке листков. — Вот! Ничего не говори. А я тебе ничего объяснять не буду. Толь ко учти, что это не документально. Это рассказ. Ну, имена, конечно, из менены, кое-что прибавлено, наверное... Слушай... И я начал читать... Небольшое отступление. В рассказе этом речь шла о том, как пяте ро мальчишек-школьников во время войны создали свой, «мальчише ский», драмкружок и к одному из праздников решили поставить пьесу. Обязательно военную и обязательно со стрельбой. Четверо старших мальчишек «расхватали» себе роли повыгоднее, где говорить и действо вать надо больше. А на оставшуюся роль, почти бессловесную, долго никто не соглашался. Еле-еле уговорили Генку, по прозвищу Сова, сыг рать эту маленькую роль. Кроме того, ему же поручили производить вы стрелы за сценой и гасить на сцене свет, когда нужно. И он согласился. Выступать решили без суфлера, поэтому роли выучили наизусть, а гото вились долго и тщательно. И вот при переполненном школьном зале со стоялась «премьера» этой постановки... Надо сказать, чт,о мальчишки творчески подошли к тексту пьесы, внесли в него кое-какие изменения и добавления. Например, в тексте не было эпизода с папиросами, но ре шили так: когда один из героев пьесы — фашистский офицер — начина ет допрос пленных красноармейцев, он угощает их папиросами... — Да, да, да! — сказал Василий, когда я прочитал это место.— Припоминаю. Настоящих папирос не нашли, по-моему, ты их мастерил. Да? По'мню... Он правильно помнил. Папиросы я делал. Скручивал из чистой бу маги цигарку, а одну половинку закрашивал синей краской. Издалека посмотреть— фабричная работа. Правда, ближе вид не такой, да и аро мат не тот, но не до аромата было... — А портсигар? Помнишь? Ну, конечно же, я помнил и портсигар. Это была алюминиевая ко робочка, верхняя часть которой прикреплена к нижней расплющенной медной проволокой, а на крышке выцарапана гвоздем надпись: «Заку рим с горя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2