Сибирские Огни, 1978, № 1
130 ЛЕОНИД ч и к и н Авторы, на мой взгляд, были близки к разгадке названия села, но до конца дело не довели. Они не обратили внимания^ на слова «в са мом опасном от неприятеля месте». Да! Опаснее не найдешь. По суше врагам нелегко было пройти: Бикет, круто обрывающийся в сторону бывшей Джунгарии, являлся хорошей естественной защитой. А по реке лодки иноземцев не могли прошмыгнуть за островами, потому что ост ровов напротив села нет, река здесь с р о с л а с ь . С левого берега, с Мо наховой горы, и с правого, с Бикета, далеко было видно дозорным. Наши далекие предки, жившие два с лишним века назад, умели выбирать мес та для крепостей и селений. Вот как раз в том месте, где срослась река, появились первые домики села. Эта часть Сростков называется Баклань. Помните, герои первого романа Василия Шукшина «Любавины» живут в селе Баклань... Мы поселились в большом крепком доме на берегу протоки Катуни напротив острова Поповского. Дом тоже называли «поповским», потому что когда-то в нем жил поп. Школа находилась в десяти минутах ходьбы от дома. В первый день я, как и положено новичку, пришел в школу раньше, кое с кем из семи классников успел познакомиться до уроков, с другими—-на уроках и переменах. Не такими были в Сростках ученики, как в городе. В Барнауле, ког да началась война, в нашем седьмом классе остались в основном мало рослые и хилые ребята: все крепкие и здоровые ушли на военные заво ды. А здесь же за партами сидели рослые ребята и девочки. Мне даже обидно стало — жили бы в городе, давно бы продукцию для фронта да вали. Позднее я понял, что был несправедлив к ним. Эти мальчики и де вочки все лето работали на полях, а зимой в колхозах спокойнее, дел меньше, справляются матери, деды и бабки. Были, правда, и такие уче ники, которые уже в первый военный год бросили учебу. Но таких тогда еще было мало... Когда я перешел в восьмой класс, то не досчитался многих своих дру зей. Уже второй год шла война, все меньше и меньше взрослых и рабо тоспособных мужчин оставалось в селе, а потребности в хлебе не умень шились, а увеличились: вся Украина, Белоруссия, Прибалтика, многие районы центра России были заняты врагом... Жили трудно... В школе были свои трудности. В классах во время занятий сиде ли в пальто и шубах. Чернил не было, вместо них разводили какую-то черно-зеленую краску, которой в деревнях красили полушубки. Не было бумаги — писали на газетах и старых книгах, особенно ценились книги с широкими полями. Не хватало учебников — занимались с одним по трое-четверо, а домашние задания многие ходили выполнять к друзьям. И все-таки в школе шла нормальная жизнь. Проводились воскрес ники и комсомольские собрания. Работали различные кружки и агит бригады. Организовывались лыжные кроссы и соревнования по метанию гранат... Все, как в мирное время, как в любой школе... Мальчишки влюблялись в девчонок, девчонки писали записки мальчишкам. Обыч ная школьная жизнь, обычные школьные события, многие из которых я уже забыл... Но одно помню: школьный концерт, на котором мы, пятеро мальчи шек из разных классов — созданный мною драматический кружок, ста вили пьесу. Сначала в драмкружке были и девочки. Но что-то у нас с ними не пошло. То им на репетиции некогда, то, если явятся, роли не выучили. Пришлось от них'отказаться. Мы решили поставить пьесу с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2