Сибирские огни, 1977, №12
тительность, какую источали каждый его атом и каждый шаг, с лихвой возмещала отступление от ритуала. На прямоугольнике из белого шел ка-картона, какой обыкновенно идет на опереточные цилиндры и до спехи, красовалось витиеватое слово «Крейц». Сведений, уточняющих особу американца, для господина Глотова, надо полагать, не требова лось, хотя видел он его впервые. Господин Глотов поднял подбородок несколько выше обычного, оставил стол-саркофаг и протянул гостю обе руки. Как и в шалмане желтоглазого турка, Крейц держался весьма независимо. Господин Глотов жестом показал на кресло, заметив при этом, что столь скорого приезда сэра Крейца он не ожидал. Крейц ще точкой поправил свою белую шевелюру, белые усы, белые бакенбарды, громко рассмеялся и сказал, что американская дивизия «Мустанг», как известно, располагает вполне современной эскадрильей: он летел, а не , ехал. Потом Крейц спросил прокурора, как обстоит дело с их общим предприятием. Выяснилось, что их общее предприятие пребывает в пол нейшем порядке. Гость равнодушными глазами показал на портрет ге нерала Гикаева, увитый черным крепом, и поинтересовался, не отра зится ли эта смерть на благоприятном течении их дела. Глотов сказал, нет, не отразится, и даже напротив. Потом он пододвинул к гостю те лежку с дарами Бахуса, и тот крякнул от предвкушаемого удовольст вия. «Да, чуть не запамятовал»,— сказал тут же прокурор, направляясь к сейфу. Вмонтированная в его толстую сталь шарманка проиграла мелодию «Турецкого марша», дверка отошла, и Глотов передал Крейцу рисунок, свернутый трубочкой: «Только что сняли с афишной тумбы у виадука». На белом листе качалось пламя, напоминавшее очертаниями всадника в красном шлеме на красном коне. Из-под копыт скакуна, врассыпную, бежали маленькие человечки-головастики с золотыми пят нами на плечах. Там же, где полагалось голубеть небу, стояли мону ментом пять букв «Ленин», а после двоеточия вот эти слова: Деникин будет так же сломлен и так же раздавлен и так же развалится, как развалился Колчак и как разваливаются теперь французские и английские империалисты. Крейц достал из кармана футлярчик красного дерева, украшенный благородным профилем президента Линкольна из благородного метал ла, сменил очки, поцокал языком, разглядывая рисунок, сказал, подоб но турчанке из шалмана: «Очень, очень!» и прочертил ногтем бороздку под словами «развалился Колчак». «Это верно?— спросил он.— Кол чак уже развалился?» Прокурор почему-то стал загадочным и весе лым.— «Обычные большевистские выверты»,— ответил он. И тут же родил нечто крылатое: абсолютная истина так же невозможна, как и вечный двигатель. О несовершенстве какой истины он говорил, понять было трудно. После ухода Крейца Глотов вызвал автомобиль и отправился на похороны генерала. Смерть придала лицу Гикаева выражение значительности и еще больше заострила нос. И так как при жизни его лицо ничего не выра жало, близким стало казаться, будто хоронят они кого-то другого и этот, другой, в большей мере генерал, чем покойный. Его везли на пушечном лафете в цветах и лентах черного шелка, вскинутая рука капельмей стера, пятившегося спиной к генералу и лицом к духовому оркестру, была в черной перчатке, оркестр играл Бетховена, над могилой палили из винтовок. И еще палили из пушек австрийской шрапнелью на значи тельном удалении от могилы, с плота, поставленного на якорь посере-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2