Сибирские огни, 1977, №12
Никаких восторгов! — предупредил из-за спины голос Максима.— Бумаги о казни уже заготовлены и ждут подписи верховного. Честь имею! Художник вскинул руки и захлопал: она жива, спасение возможно! Он ликовал вместе с другими, но это было свое, отдельное ликование, выражавшее тайную от всех свою, отдельную радость. И так как он хло пал дольше других, Колчак искоса, не поворачивая головы, глянул на него внимательным взглядом, и уголки его губ дрогнули. Художник по думал: это Колчак. Я помню, этот человек дважды входил в зал, я хоро шо помню, как он дважды входил в зал, говорил впечатляющую патети ку, вызывая овацию, но вижу его впервые. Раньше была лишь его тень, обозначенье. Поигрывая отменной выправкой, Колчак прошел по бухарским ков рам, выстланным черно-желтой дорожкой, и поднялся на возвышение для присяги. Узкая нервная рука легла на евангелие. Теперь художник следил за каждым его движением. Он, этот человек, только он, этот че ловек, мог остановить казнь... Эллинская горбинка на крупном носу, ма ленький подбородок, большое ухо, лицо смугло и бледно... Только он, только один он... По золотому полю погона навстречу преосвященному Сильвестру летят три черных двуглавых орла. Золотой Георгиевский крест на груди и золотой Георгиевский крест под горлом в створе высо кого жесткого воротника горят самозабвенно и жарко... Мундир англий ский, погон российский... Вот он встал в профиль, и теперь на фоне риз- ных одежд архиепископа отчетливо виден его выкаченный, неестествен но высоко поднятый глаз — мерцающая алмазная пуговица. Ж ивая и мертвая одновременно. Пришло чувство, близкое к страху. Этот человек может быть жестоким. И скорей не по натуре, а оттого, что честолюбив и чрезмерно возвышен. Отягощен властью и сознает себя источником власти, а сейчас и зрелища. Он хочет быть зрелищем. И ради него, этого зрелища, входил в зал крупными шагами Петра, уходил и пришел снова. Уходил и возвращ ался, уподобляясь театральному персонажу, связанно му сценарием и словами. — Обещаю и клянусь,— сказал Колчак, и глаз его стал еще выше и, кажется, страшнее.— Обещаю и клянусь перед всемогущим богом, свя тым евангелием и животворящим его крестом быть верным, неизменно преданным Российскому государству, своему отечеству. Только он, только этот человек, думал художник. — Обещаю и клянусь служить ему по долгу верховного правителя, не щ адя жизни своей, не поступая во вред делу и отечеству, не по чувст ву родства или корысти, не по зову дружбы, памятуя единственно о пре успеянии государства Российского. Он. Он простит ее. — Осеняю себя крестным знамением и целую слова и крест спаси теля моего. Аминь! Нотки суровой торжественности в голосе адмирала сменила легкая растроганность и что-то от раздумья и тревоги. Меч окропила никем не увиденная слеза. Т ак думал теперь художник. И еще он думал, что че ловек этот слаб . Слабость ж е духа ближе к доброте, чем сила. Он простит..^ 4 Транспорт оружия для Каландаришвили готовили ночью на Чупро- вой заим к е в том длинном з ал е с шестью окнами, где во времена Корфа залетный плясун в белом цилиддре выколачивал трепака,^ а чудодей Мойща добы вал смычком голос рыдающего человека. Английские гр ан а ты в черепашьем панцире укутывали в концы и ветошь и тут же уклады
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2