Сибирские огни, 1977, №12
а книжной полки Марк Сергеев. Подвиг любви бескорыст ной. Москва, «Молодая гвардия», 1975. Книга М. Сергеева приурочена к 150-ле тию того «сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь» (А. И. Герцен). Воздавая должное этим героям, мы естественно отдаем дань уважения и их верным подругам-едино- мышленницам: Е. И. Трубецкой, М. Н. Вол конской, А. Г. Муравьевой, Н. Д. Фонвизи ной, П. Е. Анненковой. Когда читаешь книгу М. Сергеева, неволь но создается впечатление, что от автора не требуется особых усилий: факты сами го ворят за себя. Но это впечатление обман чиво. Тема не только не «работает» на се бя,— она ставит автора перед необходимо стью взглянуть на знакомое явление как бы впервые. Именно такой свежий взгляд отличает книгу М. Сергеева. Она написана серьезным исследователем и зрелым художником, подкупает особым тоном повествования. Ав тор не отделяет себя от тех, о ком пишет, он как бы становится на их точку зрения и, прослеживая «поток сознания» своих ге роинь, делает его наглядным и покоряю щим своей открытостью. Читая эту поэтическую книгу, полную внутреннего волнения и восхищения, не пе рестаешь ощущать документальную подлин ность всего изображаемого. Автор умело вводит в повествование письма и воспоми нания декабристов, распоряжения и цирку ляры властей, и порой документы звучат как голоса героев. Эти голоса могут превра щаться то в страстный, полный любви диа лог-признание, то в напряженный спор противоборствующих сторон. Границы меж ду авторским повествованием и докумен том часто почти неощутимы. Писатель нигде не снижает напряженно сти рассказа, не ослабляет его захватываю щей эмоциональности и действенности. Он и мемуары цитирует так, что каждый отры вок из них оказывается выдержанным в той же манере. Внимание читателя обост ряется сочетанием контрастных сцен: дро жащая под ледяным ветром женщина, едущая в кибитке, и тут же — ее про шлое— роскошный особняк Лаваля, гром музыки и она — прекрасная и обворожи тельная царица бала... Это контрапунктное повествование ста новится вполне естественным и необходи мым, так как вся книга построена на изоб ражении ожесточенной, нескончаемой борьбы героических женщин с представи телями царских властей, с теми суровыми обстоятельствами, которые выпали на их долю. Изображая острейший конфликт с дейст вительностью, неизбежный для тех, кто пе решагнул черту общепринятого и дозволен ного, М. Сергеев нередко использует романный принцип полифонического пове ствования. Следует отдать должное умению автора передать облик каждой из декабристок. М. Сергеев раскрывает психологию своих героинь, прослеживает эволюцию, которую они переживают в сибирской ссылке. Психологизм писателя проявляется во многих сценах, основанных на тонком вос создании прошлого, на умении «прикоснуть ся» к самым потаенным движениям души. Достаточно прочитать описание того вечер него часа, когда Александра Григорьевна Муравьева получила посылку с портретами своих дочерей, оставленных ею по другую сторону Урала: «Отодвинув все прочие ве щи из московской посылки, она вынула портреты из обертки — дети словно бы вы ходили из-за тайной завесы, из-за пелены времени. Дышало пламя свечей, двигались легкие тени на лицах, и дети оживали, и словно говорили, но так, что их могло услы шать только сердце матери, и она говори ла с ними весь вечер...» Многие нюансы душевного состояния героинь переданы автором с помощью точ но отобранной детали, увиденной внутрен ним взором художника. Вот Трубецкая ми новала последнюю заставу в Петербурге, и за ней закрылся шлагбаум, «упала пестрая полоска, точно отрезала всю ее предыду щую жизнь»... Сложную, неоднозначную роль играет в книге сибирский пейзаж. Писатель не приукрашивает суровой природы Забай калья и словно воспринимает ее смятенным взором изгнанниц, которым видятся и «бритоголовые каторжные сопки» и «тяже лая зелень заматеревших сосен». Но в то же время знание особенностей сибирского пейзажа выдает в авторе местного жителя, наблюдательного и чуткого к сибирской природу Полина Анненкова в своих воспоминаниях писала: «Надо сознаться, что много было поэзии в нашей жизни... Всех связывала тес ная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и заставляла забывать мно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2