Сибирские огни, 1977, №12
явился первый спутник. И это короткое сло во срезу вошло в международный обиход, а событие — в нашу жизнь, расширив ее горизонты, повысив ее критерии («спутник запустили, а у нас...»), изменив в ней еще что-то не поддающееся рациональному объяснению. Во время беседы как-то сама собой воз никла пауза, и Сергей Александрович Ва сильев негромко, почти шепотом сказал: — А он все летает и летает... И все сидевшие в этом кабинете, уже не молодые, прошедшие войну, закаленные далеко не всегда гладкой и благополучной жизнью люди, люди, которых не обвинишь в сентиментальности, заулыбались мечта тельно, во весь рот, по-детски. На суровом, часто даже угрюмом лице Ярослава Смел якова я больше никогда не видел такого выражения. Может быть, тог да и родилось его стихотворение «Спутник», написанное именно, если можно так выра зиться, в интонации этих памятных минут: Эпоха дерзаний и странствий. Ты стала сильнее с тех пор. Когда в межпланетном пространстве Душевный пошел разговор. Победа советского строя. Путь в дальнее небо открыт — Об этом звезда со звездою По-русски сейчас говорит. Но, может быть, это стихотворение воз никло совсем не тогда, а раньше или позд нее — кто знает! Однако я собирался рассказать здесь со всем о другом стихотворении Смелякова. Однажды, в более или менее свободный день, москвичи попросили Ивана Фролова, Борису Каурова и меня показать им Бар наул. — Лучше всего старый город,—предло жил Леонид Сергеевич.— Новые улицы не только в одном, но даже в разных городах одна от другой почти не отличимы. I Мы решили, что самым лучшим гидом для москвичей будет научный работник краевого музея Н. Я. Савельев. Мы ходили по старым, обрамленным то полями, прямым, как стрела, улицам, и Са вельев рассказывал о том, что именно та кими заложил их «выправивший» в свое время город генерал Порошин, бывший при Екатерине II начальником, или, как тогда именовали. Главным командиром Ко- лывано-Воскресенских горных заврдов. Когда шли по мосту через Барнаулку, где когда-то была плотина сереброплавиль ного завода, Савельев рассказал нам о кон струкции запруд и расположении водяных колес. — А сейчас,— сказал он,— на месте ста рых плавилен — спичечная фабрика. Заваленный лесом фабричный двор был хорошо виден с моста. -— Никогда не был на спичечной фабри ке,— заинтересовался Смеляков.— Можно туда попасть? Попасть оказалось нетрудно. Директор принял нас очень любезно, сострил насчет того, что на фабрике еще не окончена вто рая часть капитального ремонта. Правда, когда мы вышли из его кабинета и оказа лись на территории, больше молчал, счи тая, видимо, что напоенный древесной све жестью воздух и рабочая обстановка гово рят сами за себя. И вообще в роли гида директор пред ставлял собой полную противоположность Николаю Савельеву. Когда шли по цехам, он бросал только отрывочные фразы: «Раз делочный», «А это парильная», «Лущиль ный цех. Здесь происходит окорка и луще ние», «Участок пропитки», «Сушильный аппарат», «Шлифовальный барабан», «Авто матный цех». Леонида Сергеевича Соболева заинтере совало, сколько же тысяч коробков в день выпускает фабрика, какова зарплата рабо чих, кто готовит кадры. Варвара Андреевна Карбовская по-женски жалела могучие де ревья, которые с такой быстротой и мето дичностью распиливают, расщепляют, не оставляя даже следа от их былой красоты и мощи. А Смеляков энергично прохажи вался по просторным, с невысокими потол ками цеховым корпусам, заговаривая с ра бочими, осматривая автоматы. В коробочном цехе произошло как будто незначительное, но запавшее в память со бытие. К Ярославу Васильевичу подошла девочка в форме учащейся ГПТУ. — Посмотрите, пожалуйста. У нас короб ки получаются кривые. Она приняла Ярослава Васильевича за фабричного мастера. Это маленькое происшествие не только развеселило нас. Наверное, каждый поду мал и о серьезном, о той близости автора поэмы «Строгая любовь» к его героям, ко торая делает рабочего поэта своим в лю бом цехе. На обратном пути Смеляков заявил: — Есть тема для стихотворения. — Что-нибудь историческое? — поинте ресовался Фролов. — Нет, спичфабрика. Кстати, давайте объ явим конкурс. Иван Ефимович сказал, что он уже бывал на этой фабрике и написал стихотворение «Коробок спичек». Обещал подправить его и принести. И, действительно, вскоре мы читали фроловский «Коробок спичек». Прав да, он был несколько далековат от спич- фабрикй. Стихотворение начиналось: Иметь огня всегда я мог бы вволю. Ему рождаться спичкою веля. Той, что купил за тысячную долю Какого-то помятого рубля. И дальше шли размышления о том, как в свое время люди насмерть бились за этот миг чудесного рождения огня, за облада ние им. И в том быту, до крайности убогом, С коробкой «Главспичпрома» моего, Я был бы там, по меньшей мере, богом. Добыв огонь почти из ничего. Следовала фантазия поэта на темы буду щего. Наш праправнук будет обладателем энергоспички, которая даст ему все, «чего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2