Сибирские огни, 1977, №12
И не могу не привести здесь хотя бы од ного из многих его признаний в любви к Горному Алтаю: «И в Горный Алтай я , не смог выбраться, хотя тоже очень хотелось еще походить по берегам его рек, покидать в светлую воду блесенку, посидеть у кост ра, попить кош-агачского кумысу. Ах, какой кумыс у Чагандая! Блаженство! Нигде боль ше нет такого божественного напитка! Ради него можно бы снова доехать до монголь ской границы, где раскинулись земли ча- гандаевского колхоза, но... привязан к сто лу. Привязан, хотя и на бумажную цепь, а порвать ее невозможно». (1 сентября 1962 г.) Но вернемся к И. А. Мухачеву. Из других встреч с поэтом памятен авгу стовский день 1950 года. Илья Андреевич лечился в Барнаульском , санатории и при слал мне оттуда открытку. Открытка эта за терялась, но помню фразу из нее: «Книж ный пылесос! Ты уже забыл, наверное, как дышится в сосновом бору, и хвойный за пах стал для тебя экзотикой». Я застал Илью Андреевича в санаторной палате. Палата была на троих, но он нахо дился в ней один. — Плохо себя чувствуете, Илья Андрее вич? — Да нет, ничего. — А почему лежали лицом к стене? — Откуда тебе известно? Ах, щека помя та. Тут такие подушки дают, как камни. И вообще тут... Илья Андреевич явно был не в духе, долго и не особенно аргументированно ру гал санаторные порядки, а когда мы вышли из корпуса и пошли к обрыву над Обью, начал ворчать, вот-де что происходит — до революции Фуксман, купчишка-пароходчик, и тот следил за фарватером Оби; сейчас нашлись умники — плотину порушили, и Барнаулка, эта грязнуха, тащит в Обь це лые тонны песку и всякой дряни; Обь ме леет. С обрыва глазу открывался типично си бирский пейзаж — огромная спокойная мас са воды, зеленеющий на правом пологом берегу лес, обшарпанные работяги-букси ры, тянущие за собой бесконечные под вижные острова плотов. Правда, кое-где, чуть не до середины реки, простирались песчаные косы. — Так, гляди, великая река скоро и не судоходной сделается,— продолжал вор чать Мухачев.— А у купчишек этих тоже учиться надо, тот же Фуксман умел на свой пароход заманивать: пассажир входил, ему сразу — пожалуйста, бесплатно сто граммов водочки и бутерброд или пиро жок какой-нибудь с мясом там, с капустой. А потом уж он и сам в буфет прет... — Чего же в этом хорошего, Илья Анд реевич,— людей спаивать? Вы что-то не то говорите... Брови у Ильи Андреевича поднялись кверху, лицо сделалось удивленным. Он, видимо, почувствовал, что говорит не то, и поразился, как это он и откуда это у него... Взглянул на меня, и оба мы рассмеялись, но Мухачев снова помрачнел: — Ворчу вот, брюзгой стал. Не по себе мне что-то сегодня. Я ничего не спросил, и, может быть, по этому Илья Андреевич заговорил еще бо лее доверительно: — Понимаешь, покинутость какая-то. Век прозы или что другое, но стихов наших ни кто не читает. И никому мы не нужны. Вот Савва Кожевников, например, утверждает, что я в Сибири лучший поэт. Ну, лучший, не лучший, этот титул я бы кому другому усту пил, но ведь из десятка не выкинешь. А входил бы я, предположим, в первую де сятку сапожников, разве бы я так жил. — Не хлебом единым, Илья Андреевич. Вы сами любите говорить... — Да уж бог с ним, с хлебом. Хотя и здесь несправедливость обидна. Пройди мимо сапожной будочки, там же всегда очередь, всегда люди. А за нашими с то бой стихотворениями была очередь? Вооб ще читает их кто-нибудь? — И этим не все измеряется! — Все — не все, а многое. И, самое глав ное, я же говорю — покинутость. Любой служащий на работу не выйдет, сразу хва тятся — он нужен. Без него что-то там оста новилось, его кто-то ждет. А меня никто не ждет, и ничего без меня не останавливает ся. Все как было, так и идет. — Но поэзия...— вновь было вклинился я. — И поэзия,— прервал меня Илья Анд реевич,— и поэзия вполне без меня обхо дится. И вообще, если хочешь... нет, ты мне не возражай! Это на утешительство смахивает, а я не люблю, когда меня уте шают... Вообще, если хочешь знать, я ча сто задумываюсь, а что наша работа — пользу или вред приносит. Вот человек ку пил мою книжку— и, предположим такой редкий случай, читает. Провел несколько часов. А ведь эти-то часы он мог бы за Лермонтовым провести. Что же полезнее? — Но Лермонтов о Горном Алтае не писал... — А вот это уж для поэзии не имеет никакого значения. Это больше для геогра фии. — Мне кажется, даже простая познава- тельность... — Познавательность, конечно, элемент художественности, но не ею делают стихи.' И вообще, мне кажется, она всего нужнее для детей. Я вот до сих пор лучшим у се бя считаю стихотворение «Каторжанин». Но оно ведь сильно не сибирской экзоти кой, не образом каторжанина, хотя образ- то познавательный. Все дело там в мальчи ке, до которого дошли слухи о каторжани не... Конечно, предмет изображения важен. Но самое главное — внутреннее состояние героев. Это азбука, однако, говорят, и ака демики таблицу умножения забывают... А почитай наши критические * статьи. Не дальше как сегодня наслаждался. Илья Андреевич вынул из кармана «Ли тературную газету». Одна из статей была исчеркана карандашом: — Вот предмет исследования писателя — заводской коллектив в борьбе за выполне ние новых, повышенных обязательств. Ну, скажи, если это писателю исследовать, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2