Сибирские огни, 1977, №12
От большого поэта слова как манны небес ной ждут. А от меня кто чего ждет? Чита тель, какой и был, меня забывать стал. А в издательство придешь — директор как уви дит стихи, так у него физиономия стано вится, словно кислицы хватил. Большому поэту одной образности мало. А окажись достаточно, каждый алтаец был бы великим поэтом. Нужна еще философия, и авангардность нужна. Поэт должен быть впереди, в разведке. Вот когда я агитиро вал в стихах за колхозы, хотя и писал «в простом крестьянском роде», это имело успех. У меня это стихотворение «Слово» так и начиналось: Товарищи! Свежеет май в природе. Выходит зелень на простор лугов. И я хочу в простом крестьянском роде Сказать немного задушевных слов. Потому что трогал тогда туго натянутые струны. Так натянутые, что их только чуть задень, и они зазвенят. Но вообще-то мы, провинциалы, все больше в обозе, а не в разведке. История моих «Сайгалаты» и Демжая 1— все это повторение пройден ного. Конечно, и прототипы у моих героев были, и много в этих поэмах увиденного, выхваченного из жизни. Но и в том нужно рризнаться, что многое я подгонял под го товую схему. Может, если бы смелее по жизни шел, сюжеты были бы своеобразнее. Ты прав — образность в стихах многое спа сает. Плыли тучи издалека. v От воды тянуло мглою. Да орлы, роняя клекот. Все кружили над скалою. Да ручей, живой, холодный. Все синел, в долине роясь. Словно кто-то мимоходом Обронил там синий пояс. Конечно, чтобы это написать, нужно по бродить по Алтаю, за столом не придума ешь. Но ведь стихи-то не спасать должны. Зачем из строк спасательную команду де лать. И талантливость поэта не в одних строках, не в одних образах... Большой поэт большой жизнью живет. Только опять-таки это органично должно быть. Иные на стихи передовицы перекла дывают, думают, что от этого их стихи ак туальными становятся. Думают, если из «Правды» статью зарифмовать, станешь партийным поэтом...» Илья Андреевич говорил и о своих пла нах. «Хочу спуститься с гор. В степь. Писать о своем, о русском. Писать остро, проблем но и сочно»... После этой встречи меня все время тя нуло к Мухачеву. Да и он относился ко мне хорошо. Пере писки у меня с ним не было, но в письмах к Ф . П. Елькову поэт часто вспоминал обо мне. 1 В 1935 году И. Мухачев написал поэму «Сайгалата» об алтайской пастушке, в 1941 закончил поэму о бедняке-охотнике — Дем- жае-алтайце. В 1949 году я неожиданно оказался без работы. Грозный приказ гласил: «За грубые политические ошибки от работы освобо дить. Выходного пособия не выдавать». Год спустя приказ этот, как совершенно безосновательный, был отменен, и я вер нулся на редакционную работу. В это время получил от Ильи Андреевича незабываемое письмо: «4 декабря 1949 г. Дорогой Марк! Пусть не печалит тебя, что ты оказался в опале. Опала роднит нас с настоящими поэтами. А в том, что ты убежденный ком мунист, думаю, не сомневаются даже и те, кто делает все эти пакости. Фома писал мне, что тебе приходится туго и ты таскаешь на себе вязанки дров с базара. Ничего, Марк, это все посев, кото рый не может не взрасти. Кстати, об этом есть у меня неоконченное стихотворение: Поэзии нужна не сладость. Поэзии нужнее соль. Исток поэзии не радость. Ее исток крутая боль. Ее печали не измерить — Она светла, но глубока. И в этом может нас заверить Лихая песня ямщика...» В связи с этим письмом хочется отме тить, что отзывчивость, готовность прийти на помощь младшему, часто гораздо мень ше сделавшему в литературе собрату, то есть подлинная интеллигентность, свойст венна многим писателям, вышедшим из простого народа. Таков сын сибирского таежного охотника Георгий Мокеевич Марков, умеющий ото двинуть самые важные дела, чтобы нето ропливо, чуть наклонясь вперед, выслу шать своего товарища. Выслушать чутко, сочувственно, где с доброй улыбкой, где молча, где снимая волнение, боль, нелов кость кратким дружеским замечанием. У нас, на Алтае, пожалуй, трудно назвать писателя, который бы не обращался к «на шему Мокеичу», как называют его литера торы между собой, и не получил бы от не го помощи и поддержки. Таков и выходец из кержацкой крестьян ской семьи Афанасий Лазаревич Коптелов со своей мудрой рассудительностью, спо койным раздумчивым «значит вот, да!». Перебирая его письма, и сейчас с теплым чувством перечитываю: «Не пора ли Вам вступать в Союз. Вы — литератор, достой ный членского билета» (9 февраля 1951 г.). «Рад, что Ваша пьеса шагнула на Урал, пусть пробирается дальше к Москве» (5 но ября 1955 г.). «Прочел Вашу рукопись и горячо рекомендовал для журнала» (25 августа 1960 года). Или о других товарищах: «На русском языке вышли книги Л. Кокышееа и Э. Пал- кина, Это очень хорошо! Но пора уже вы пустить на русском языке и А. Адарова. Есть у него, сами знаете, отличные стихи в прекрасных переводах» (4 сентября 1964 г.), «Наде бы подумать о хорошем издании в Барнауле Павла Кучияка, замечательного певца своего края» (10 декабря 1961 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2