Сибирские огни, 1977, №12

— А потом? — Сварить их в длинную плеть. Знаете, как сваривают трубопрово­ ды для нефти и газа? — А потом? — Они протянутся в широтном направлении, скажем, от Урала до Енисея. По ним пустят воду. И постепенно, метр за метром, будет намо­ раживаться ледяной вал. — И что дальше? — А потом поработает атмосфера. Достигнув высоты телевизион­ ной вышки — технически это возможно,— в дальнейшем вал будет расти за счет осадков. Так мы получим, конечно, не горы, но достаточно высо­ кое препятствие для арктических ветров, что смягчит климат Западно- Сибирской равнины.— И, строго глянув на меня, добавил: — Модель продута в аэродинамической трубе. Расчеты подтвердились. — Но это же — миллиарды? — Все обойдется примерно в 900 миллионов. Три Академгородка. Прекрасна земля, вдохновляющая на такие дерзкие проекты! Но ес­ ли эта мечта, хотя и «продутая в аэродинамической трубе» и просчитан­ ная на ЭВМ, пока все-таки остается мечтой, проект инженера Чхеидзе— уже рекогносцировка на местности, расчет стоимости строительства, ра з­ работка его вариантов. Григорий Давидович Чхеидзе, стремительный, полный энергии, с седой бородкой клинышком, в свое время строил Ака­ демгородок. «Я приехал сюдц неспроста,— рассказывал он, когда возле растущего института собирались на короткий перекур каменщики, стро­ пали и плотники.— Мы строим не городок, а крепость. Д а , да, крепость науки, откуда мы развернем наступление на Сибирь!» ...Взгляните на карту: вот он — тяжелый, долгий, опасный Северный Морской Путь. От Архангельска до Владивостока — шесть тысяч кило­ метров! Он* должен сократиться вдвое. Рассчитывая проект, Чхеидзе, как и те, что составляли план ГОЭЛРО, думал, как эта глобальная стройка облегчит жизнь других народов: суда из Европы в Японию будут проходить быстрее. «Какая-то ирреальность,— думал я, разглядывая карту.— Обыкно­ венный человек поднял руку на Северный Ледовитый океан?» Но Чхеидзе необыкновенен. Он первым в мире не только предложил, но и рассчитал удивительно смелый проект. Суда плывут по северным морям. Близ устья Лены они круто меняют курс — на юг! Идут по Лене, Алдану, спускаются в ныне безвестную реку Мая, а затем — по ее при­ току Северный Уй... Стоп! Дальше некуда! Впереди — величественно­ мрачный хребет Джугджурский. Но нет, он — не помеха. «Через хре­ бет,— говорил Чхеидзе,— можно пробить тоннель длиной в 58 километ­ ров. Конечно же, с помощью атомного взрыва. Так будет создан канал. На Алдане построят плотину и крупную ГЭС, которая даст энергию Яку­ тии. На М а е— ГЭС. Когда все это будет сделано, суда смогут выходить по Транссибирскому водному пути прямо в Охотское море!» Что здесь изумляет? Смелость мышления? Отвага строителя? По­ лет инженерной мысли? Скорее всего, и то, и другое, и третье. На стройке Суэцкого канала было вынуто 75 миллионов тонн земли. Здесь надо пе­ реместить сотни миллионов тонн грунта и скальных пород. Но советский инженер, воспитанный Сибирью, которая научила его широко мыслить, рассчитал несколько вариантов. Можно начинать работы? Ж аль, пока не хватает средств: стране на­ до держать наготове свой броневой щит — не перевелись люди, которым ничего не стоит нажать кнопку межконтинентальной громадины с ней­ тронными боеголовками, ни человечества, ни человечности для них не существует. В многострадальном Вьетнаме они убили зеленую листву лесов на миллионах гектаров. В то время, как в Индии учатся искусст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2