Сибирские огни, 1977, №12
дени я. Хотя читатель-то как раз любит, что бы в художественном произведении непре менно что-нибудь происходило, чтобы там были и завязки, и развязки, и все прочие «хрестоматийные» элементы сюжета. Он, читатель, зачастую потому и тянется к кни ге, что хочет найти там что-нибудь необыч ное, не совсем похожее на повседневность. И стремление это вполне законное, ибо еще Белинский говорил, что литература, при всей ее тесной связи с жизнью, есть свой особый, как бы вновь созванный мир. И не малую роль в создании этого мира играет сюжет. Недаром многие наши классики при давали сюжету столь важное значение, не даром Гоголь, например, так старательно записывал разные необычные истории, про исшествия, даже анекдоты; недаром Досто евский, прежде чем приступить к написа нию нового романа, до деталей разрабаты вал его сюжетную канву. Кстати, одним из весомых аргументов в пользу сюжета может послужить опыт дра матургии, где, как известно, наряду со сло вом важная роль принадлежит действию. Тут, конечно, нам сразу могут возразить, сославшись на авторитет Чехова, в частно сти, на его знаменитое высказывание: «На до создать такую пьесу, где бы люди при ходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни...» Сторонники бес сюжетности сделали из этого чеховского вы сказывания своего рода кредо, возвели его в непреложный закон. Однако упустили од ну существенную деталь. Советуя писате лям не гнаться за внешней занимательно стью, решительно убирать из пьес элемен ты интриги, Чехов тем самым бросал вызов сочинителям ходульных мелодрам, кото рые буквально наводнили в то время рус скую и зарубежную сцену своими поделка ми. Однако это вовсе не значит, будто великий писатель объявлял сюжету войну. Творчество Чехова исключительно много образно, в нем наряду с рассказами и пьесами, где действительно ничего особен ного не происходит, есть и немало произ ведений с сюжетной «изюминкой», с не ожиданными поворотами и ошеломля ющими развязками. Вспомним такие его рассказы, как «Нервы», «Сапоги», «Произ ведение искусства», «Маска», повесть «Дра ма на охоте», водевиль «Медведь»,— в каж дом из них Чехов проявил себя именно мастером сюжета, умеющим, однако, со четать занимательную интригу с глубокой жизненной правдой. Но вернемся к драматургии. Как бы там ни было, а она по-прежнему нуждается в сюжетах, притом в сюжетах острых, увлека тельных, захватывающих, ибо создавать пьесы-шедевры, где бы люди только ели, пили да разговаривали о погоде, мог толь ко, пожалуй, сам Чехов. И слава богу, что современные драматурги это прекрасно понимают и, создавая пьесы, не боятся не ожиданных сюжетных решений, не стесня ются даже вводить элементы детективной интриги. К примеру, такие широко извест ные пьесы, как «Протокол одного заседа ния» А. Гельмана, «И это все о нем» В. Ли патова, будучи по содержанию сугубо «производственными», строятся авторами как своеобразное расследование, в ходе которого выясняются причины и обстоя тельства случившегося. И это обращение наших драматургов к опыту детектива сле дует только приветствовать, потому что детектив — прекрасная школа для овладе ния навыками сюжетостроения, для того чтобы писатель научился мыслить не толь ко образно, но и сюжетно. О детективе в последнее время много пишут, много спорят. И хотя эти споры еще не достигли той стадии, чтобы подводить окончательные итоги, два момента, на наш взгляд, уже можно установить. Во-первых, современный детектив все больше и боль ше тяготеет к постановке серьезных соци ально-психологических проблем. И это ис следовательское начало есть его главное достоинство, его лицо, его «анфас». С дру гой стороны, детектив, как жанр особый, специфический, решает эти проблемы сво ими, присущими только ему средствами и приемами. У него в этом смысле есть и свой четкий «профиль». Ведя речь о современном детективе, пы таясь выявить какие-то его общие законо мерности и тенденции, мы не случайно остановились на книгах А. Адамова, С. Вы соцкого, Л. Словина и М. Черненка. Напи- • санные в разное время и в разных манерах, эти книги тем не менее весьма показатель ны, весьма «типичны». Они, разумеется, не лишены определенных недостатков (тоже весьма типичных для современного детек тива), но в каждой из них мы находим ту важную черту, которая во многом опреде ляет развитие детективного жанра на дан ном этапе,— умение авторов ставить и раз решать в меру своих сил сложные нрав ственно-этические проблемы, умение повернуть в нужный момент ключ повест вования так, что криминальное расследова ние превращается в серьезное социальное исследование. И нам остается только выразить поже лание, чтобы «ключ» этот был главным ин струментом в руках всех, кто работает в жанре детектива. \ ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2