Сибирские огни, 1977, №12
луй, целесообразнее найти не новый тип героя, а новый «типаж» героя. Кстати, такие новые типажи, хоть и редко, но появляются. Вспомним пресловутого «Фантомаса» — этот печально знаменитый «шедевр» западного кинематографического ширпотреба. Прошло уже лет десять со времени его появления на экранах, и вряд ли кто теперь толком помнит, что там про исходило. Однако нам до сих пор памятен комиссар Жув в исполнении Луи де Фюне- са. Потому что это было настоящее откры тие, потому что замечательный артист су мел создать в рамках примитивнейшего, безвкуснейшего кинодейства совершенно оригинальный типаж сыЩика — сыщика-чу- дака, сыщика-растяпу. Нежданно-негаданно объявился новый типаж героя-сыщика и в нашей отечествен ной детективной литературе. Таковым ока зался не кто иной, как... майор Пронин. Тут произошел настоящий парадокс: Лев Ова лов, автор повестей о майоре Пронине, не мудрствуя лукаво, наградил своего героя ■семи дежурными добродетелями, исполь зовал весь набор штампов, употребляемых обычно сочинителями детективов при со здании образов «положительных» сыщиков. И в результате получилась блестящая паро дия, своего рода «эталон», с помощью ко торого и критики, и читатели безошибочно определяют степень шаблонности того или иного героя-сыщика. В этом смысле майор Пронин тоже стал именем нарицательным. Случай, конечно., анекдотичный, но доволь но поучительный... И вот тут мы подступаем вплотную к еще одной проблеме детектив ного жанра, которой критики почему-то не придают особого значения, а иные попро сту от нее отмахиваются. Детектив — это прежде всего сюжет Этим несколько категоричным утвержде нием мы отнюдь не зачеркиваем и ни в коем случае не отрекаемся от всего того, о чем говорилось выше. Да, детектив при зван решать важные социально-нравствен ные задачи, вскрывать и исследовать причи ны преступности, открывать читателям гла за на многие серьезные упущения в жизни нашего общества. Но прежде чем испол нить и для того чтобы исполнить эту бла городную, гуманную миссию, детективу ну жен добротный, четко выстроенный сюжет. Не ставя вовсе такой коварной цели — воз высить форму над содержанием,— смеем утверждать: всякий детектив живет сюже том; именно сюжет является первоэлемен том детективного произведения, а искусст во сюжетостроения есть именно то главное качество, которым должен обладать сочи нитель детективов. В общем-то, все пишу щие детективы и пишущие о детективе это понимают. Понимают, но, как правило, де лают оговорку, что сюжет не должен пре валировать в детективном произведении, что интрига — это нечто побочное, второ степенное, даже третьестепенное. Тот же И. Шайтанов с сожалением сетует, что в большинстве современных детективных ро манов и повестей «все-таки интрига непо бедимо главенствует», а отсюда — «второ степенное значение, которое отводится в детективе слову, языку, то есть литературе» (подчеркнуто мною.— В. Ш.]. Вот тебе на! Выходит, сюжет — категория внелитератур- ная, не играющая никакой существенной роли в художественном произведении. К сожалению, такой взгляд на сюжет как (на нечто, подсобное, вспомогательное раз деляют и многие сочинители детективов. Давно замечено: если автор детектива где- нибудь в интервью информирует о новом своем произведении, он непременно стыд ливо оговаривается, мол, писал это произ ведение не ради занимательности, и сюжет сам по себе не играет там особой роли... Хотя стыдиться здесь, прямо скажем, нече го. Детектив есть детектив, и он, повторя ем, требует прежде всего сюжета, и чем сюжет запутаннее, заковыристее, тем луч ше. Разумеется, если писатель соблюдает чувство меры, если все сюжетные ходы и зигзаги логически связаны, сцеплены одной главной мыслью, идеей. К тому же тут нуж но учитывать и тот факт, что искусство сю жетостроения — искусство трудное, требу ющее особого дара, что далеко не всякому, даже очень талантливому, писателю под силу придумать увлекательный сюжет. Не даром это искусство так ценится читателем. Мы знаем немало писателей, которые были не бог весть какими художниками слова, но зато в совершенстве владели фабулой, уме ли захватывать читателя с первых же стра ниц повествования. И их имена навсегда остались в мировой литературе, а книги их, пусть не с таким благоговением, как рома ны Бальзака, Флобера, Толстого, все равно и читаются, и почитаются. Так что, как го ворится, дай бог, чтобы в нашей сегодняш ней литературе было побольше умельцев по части сюжета, чтобы их книги читались с таким же незатухающим интересом, как произведения Дюма, Жюля Верна, Майн Ри да, Купера. Мы не случайно говорим «по больше», потому что искусствам сюжето строения у нас, к сожалению, пока владеют немногие, и этот существенный пробел в литературном образовании современных прозаиков возник не без содействия кри тики. Печально, но факт: в последние годы у нас наблюдается какое-то стихийное го нение на сюжет. Стоит автору ввести в свое произведение элемент интриги, попытаться поинтереснее закрутить действие, как тут же на него обрушиваются со всех сторон упреки: автор-де гонится за дешевой раз влекательностью, потворствует неразвитым вкусам отдельных читателей, подражает не лучшим образцам западной литературы и проч. и проч. И, наоборот, произведение малособытийное, где нет ни завязок, ни развязок, а одно сплошное быто-природо- описательство, встречается чуть не «на ура». В этом романе (повести, рассказе), пишут с умилением критики, ничего особенного не происходит. И эта бессюжетность ставится непременно в заслугу автору, расценивает ся как немаловажное достоинство произве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2