Сибирские огни, 1977, №12

данным, когда этот добродушный толстяк вдруг вызывал своих помощников, давал им четкие указания, и уже через каких-нибудь пару часов пойманный преступник сидел у него в кабинете... Так мировая детективная литература об­ рела новый тип сыщика. И с тех пор так и стоят они рядом — Шерлок Холмс и комис­ сар Мегрэ, чьи имена давно уже стали на­ рицательными и чьи «персоны» удостоены самой высокой для литературного героя чести — скульптурного памятника. И компа­ ния эта, к сожалению, никем больше не по­ полняется, несмотря на то, что детективные книжки выходят тысячами, и в каждой дей­ ствует свой герой-сыщик. Объяснить такую недолговечность, «неприживаемость» мно­ гочисленных горе-сыщиков в читательском сознании в общем-то труда не представля­ ет. Виной всему — все та же вторичность, «заемность», пристрастие авторов к надеж­ ным, отработанным приемам раскрытия характера героя. Допустим, в нашей отечественной детек­ тивной литературе давно уже сложился стереотип работника уголовного розыска. Это, как правило, умный, образованный мо­ лодой человек, отлично владеющий искус­ ством допроса и приемами самбо. Он остер на язык, находчив, умеет при случае «по­ дыграть» в разговоре любому собеседнику, способен, если того требуют интересы де­ ла, с ходу познакомиться с особой пре­ красного пола и даже прикинуться влюб­ ленным. Тем более если представительни­ ца прекрасной половины человечества «представляет» еще и какую-нибудь шайку мошенников и спекулянтов. При этом «ро­ ман», конечно же, сразу обрывается, как только наш сыщик получает интересующие уголовный розыск сведения. А сведения эти он добывает, как правило, не пересту­ пая запретных границ, не позволив себе ничего такого, что бы опорочило, подорва­ ло его репутацию безупречного в мораль­ ном отношении человека. Вполне понимаем: испытание героя-сыщика на нравственную стойкость есть непременное условие детек­ тивного жанра. Но почему-то наши авторы, как правило, испытывают своего героя все на одном и том же «полигоне»... Инспектор уголовного розыска Антон Бирюков («Поручается уголовному розы­ ску») знакомится в электричке с симпатич­ ной блондинкой. Знакомится, естественно, с целями отнюдь не донжуанскими. Бэлла Бураевская (так зовут блондинку) бывшая жена Игоря Айрапетова, которого уголов­ ный розыск уже взял «на учет». Молодые люди быстро переходят на «ты», за непри­ нужденной беседой время летит незамет­ но, и когда электричка прибывает в рай­ центр, где оба они живут, Бэлла приглаша­ ет Антона к себе на квартиру выпить сухого вина. За компанию, правда, пригла­ шается и некто Кайров, общий знакомый Антона и Бэллы, но это сути дела не меня­ ет. Молодая женщина явно заинтересована Антоном, оказывает ему всяческие знаки внимания и в конце концов предлагает остаться у нее на ночь. На что Антон, сра­ зу посуровев, отвечает: «Привык отдыхать только дома». И мужественно покидает квартиру очаровательной блондинки, успев, однако, обнаружить, что в серванте у Бэллы лежит телеграмма от Айрапетова. Теле­ грамма, сыгравшая впоследствии немалую роль в разоблачении преступника. Спору нет, моральная чистота героя-сы- щика, равно как и его служебная безупреч­ ность, тоже непременное условие детекти­ ва. И по меньшей мере нелепо требовать, чтобы герой-сыщик совершал грехопаде­ ния. (Кстати, подобным искусам подвергал­ ся и сам Мегрэ и всегда с честью выходил из щепетильных ситуаций). Но у наших ав­ торов это испытание героя женскими чара­ ми уже начинает либо отдавать пародий­ ностью, либо становится поводом для того, чтобы лишний раз подчеркнуть нравствен­ ную непогрешимость героя. А в итоге — снова штамп, снова назойливая эксплуата­ ция «надежных», апробированных сюжет­ ных ходов. Мало что дают и попытки авторов «утеп­ лить» своих героев за счет показа их лич­ ной жизни. У А. Адамова детективное дей­ ствие в романе «Злым ветром» часто пре­ рывается сценами ин:имно-семейного характера. Так, мы узнаем, что у Виталия Лосева есть горячо любимая и любящая невеста Светлана (вот почему на него не оказывают никакого воздействия чары ко­ варных обольстительниц), а у его друга Игоря Откаленко, наоборот, на сердечном фронте далеко не все ладно. Игорь женат, но серьезно увлечен молоденькой сотруд­ ницей МУРа Леной Златовой. Однако все эти лирические вставки, написанные, кста­ ти сказать, весьма слащаво и безвкусно, только отвлекают и раздражают читателя. Да и в самом деле, к чему весь этот «ин­ тим»? Чтобы мы убедились, что у каждого работника уголовного розыска и под ми­ лицейской формой бьется живое человече­ ское сердце? Но ведь перед нами детектив, и нас прежде всего интересуют подробно-, сти расследования уголовного преступле­ ния, а не любовные переживания тех, кто это дело расследует... В этом смысле роман А. Адамова весьма поучителен как произведение, которое лишний раз убеждает нас в том, что детек­ тив — жанр, требующий особой сюжетной чистоты и строгости. Детектив — вовсе не тот жанр, от которо­ го мы вправе требовать решения проблемы положительного героя на высоком идейно­ художественном уровне. И никакие упова­ ния на то, что усложнение задач, которые ставит сейчас жизнь перед современным следователем, усложняет и образ самого следователя, как об этом заявляет критик И. Шайтанов в статье «О детективе» (Сб. «Молодые о молодых». М., 1976), поло­ жения здесь не поправят. И, видимо, не надо заставлять наших сочинителей де­ тективов мучаться этой проблемой, не надо ставить перед ними эту «сверхсверхзада­ чу»: создать непременно, во что бы то ни стало многогранный, цельный, психологиче­ ски емкий характер героя-сыщика. Ибо ре­ шать эту задачу в жёстких рамках детектив­ ного жанра чрезвычайно трудно. Тут, пожа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2