Сибирские огни, 1977, №12
такую толпу Игорь Владимирович упорно и последовательно формирует, превращая всех этих Остроумовых, Моховых, Генок в послушных холуев своих, готовых ради него на любое самое грязное, самое «мокрое» дело. Илья Маевский имел при себе одно- го-единственного прислужника, )ца и тот был себе на уме, ждал удобного случая, как бы обжулить своего «шефа». Слуги же Игоря Айрапетова даже и мысли такой не допу скают — в чем-то обмануть своего патрона, потому что Игррь Владимирович в их гла зах — истинный кумир, повелитель. И вот это умение превращать людей в холуев по убеждению, порабощая их духовно и нрав ственно, этот своеобразный «неонаполео низм» и есть самая страшная, самая чудо вищная черта Игоря Айрапетова. Айрапе- това-преступника, хоть и не сразу, но можно все-таки изобличить и отправить на скамью подсудимых. Искоренить же саму «айрапетовщину» — задача куда более сложная. И М. Черненок поступает совер шенно правильно, развенчивая своего «ге роя» не столько в криминальном плане, сколько в плане социально-психологиче ском как носителя самой опасной духов ной заразы, которая только существует в людском мире,— крайнего эгоцентризма. Появится ли новый Шерлок Холмс или комиссар Мегрэ? До сих пор мы вели речь об отрицатель ных героях детективных романов и пове стей. Но ведь во всяком детективе действу ют не только те, кто нарушает закон, но и те, кто стоит на страже закона. Наличие героя-преступника и героя-сыщика в детек тивном сочинении — условие столь же обя зательное, как, скажем, наличие протона и электрона в атоме. Притом критика наша даже склонна считать, что фигура сыщика и есть самая главная в детективе. Многие критики берут каждую очередную детек тивную новинку в надежде встретить там нового Шерлока Холмса или комиссара Мегрэ. А вместо этого встречают, как пра вило, лишь новых майоров Прониных... Разумеется, это прискорбно, что нашим авторам, работающим в жанре детектива, никак не удается создать образы работни ков уголовного розыска, которые бы вошли в читательское сознание столь же прочно, как и герои Конан-Дойля и Жоржа Симе- нона. Но давайте серьезно подумаем, почему все-таки детективный жанр дает нам такой скудный урожай по статье «положительный герой»? Почему из сотен, если не тысяч ге- роев-сыщиков только двое — Шерлок Холмс да комиссар Мегрэ— удостоились чести называться литературными типами? Сие есть тоже одна из «тайн» детектива, один из его парадоксов. Один, но далеко не единственный. Ведь если мы вниматель но присмотримся к вышеназванным героям, то обнаружим, что и Шерлок Холмс и ко миссар Мегрэ как художественные образы отнюдь не блещут ни многогранностью, ни психологической глубиной. Что, кстати гово ря, уже отмечалось некоторыми критиками. В самом деле, что знаем мы, допустим, о Шерлоке Холмсе как о человеке, о лично сти? Да только то, что он высок ростом, ху дощав, ведет аскетический образ жизни, курит трубку и в минуты уединения играет на скрипке. Вот, собственно, и все его осо бые приметы. И большего, если говорить честно, и не требуется, ибо Шерлок Холмс интересует нас лишь постольку,* поскольку он выполняет свою главную функцию — сыщика. Ведь читатель берет в руки детективное сочинение прежде всего в надежде встре тить там криминальную тайну и узнать в подробностях и деталях, как эта тайна рас крывается. (Тут с В. Назаренко мы вполне солидарны, хотя, как было сказано, не кри минальной тайной единой жив настоящий детектив). Вот эту особенность детектива как жанра, неподвластного некоторым за конам и правилам обычной, «светской» ли тературы, прекрасно понял один из его ро доначальников — Конан-Дойль. Понял и создал образ героя-сыщика, наделенного лишь теми чертами, теми качествами, кото рые необходимы ему для выполнения его профессиональных «сыщицких» обязанно стей. С этой точки зрения вполне объясни ма и огромная популярность, какую сразу завоевал герой Конан-Дойля. Шерлок Холмс — один из первых сыщиков-профес- сионалов в мировой литературе, а серия рассказов и повестей о нем по сути первое художественное произведение, где работа сыщика показана именно как профессия со всеми ее трудностями, секретами и опасно стями. Что же касается не менее громкой славы комиссара Мегрэ, то здесь причины не сколько иные. Дело в том, что после выхо да в свет рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе последовала волна подражаний. В самой Англии и в Америке, в Германии и Франции появились многочисленные двой ники Шерлока Холмса. Однако закон вто- ричности оказался непреложным и для де тективного жанра, ибо все эти Наты Пин кертоны и иже с ними были лишь копией, сколком с фигуры Шерлока Холмса. Поэто му и все бесчисленные сочинения, посвя щенные их приключениям, быстро забы лись, быстро перешли ту роковую черту, когда литература становится макулатурой... И вдруг в детективной литературе объяви лась совершенно новая личность, не похо жая ни по внешности, ни по манере пове дения, ни по стилю работы на героя Конан- Дойля и его многочисленных эпигонов. В отличие от сурового аскета Шерлока Холмса, всегда начинавшего расследование по горячим следам и находившего ключ к тайне преступления уже после первого до проса потерпевшего, э т о т сыщик с виду был флегматичен, даже немного мешковат, не торопился ни с допросами, ни с вывода ми, не прочь был, даже в ходе следствия, пропустить кружечку-две пива, побйлтать о разных пустяках, о вещах, совсем не отно сящихся к делу. И тем более было неожи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2