Сибирские огни, 1977, №12
Хозяева — сам Храмцов и его мамаша — прямо на глазах Ильи как бы проводят чер ту, отделяющую его, плебея, от них, лю дей «высшего света», у которых есть и ро скошная квартира с гостиной, спальней и кабинетом, и «ослепительной полировки» мебель, и редкие книги, и даже отрестав рированные иконы... Почтенный доцент по том немало удивится, когда узнает, чем за нимался его бывший студент. Однако ему и в голову не придет, что и он, Храмцов, внес свою лепту в формирование Маевско- го-преступника, что это именно он постоян ным подчеркиванием своего материального превосходства вызвал в Илье черную за висть, пробудил в нем жажду как можно скорее обзавестись таким же «дефицитом». И все-таки, повторяем, падение Ильи Ма- евского нельзя объяснять исключительно посторонним влиянием, привходящими об стоятельствами, как это имело место в слу чае с Евгением Хилковым («Пропавшие сре ди живых»). Главный корень зла здесь в том, что Илья давно уже был готов пере шагнуть через рамки общепринятых запре тов, презреть всякие нормы и условности. Он давно уже подозревал в себе задатки личности сильной, незаурядной и ждал лишь случая, чтобы доказать свою исклю чительность. Такой случай и представился ему на Астраханском вокзале, когда, ма шинально наблюдая за работой автомати ческих камер хранения, он вдруг открыл секрет отгадывания их шифра. Одновременно Илья делает и другое «от крытие»: коль он своим умом дошел до такого, до чего еще никто не додумался, значит он в чем-то выше, умнее многих. А раз так — почему бы ему не проявить свои способности, не позволить себе того, что другим не дозволяется? Воровское ре месло, таким образом, становится для Ильи Маевского не только способом обогащения, но и своеобразной формой самоутвержде ния. Причем он стави< себя в особое поло жение не только по отношению к тем, кого , грабит, но и к тем, с кем грабит, «...нет, я не такой,— рассуждает он, мысленно срав нивая себя с Капитаном и ему подобны ми.— Если и такой, то временно, на не сколько дней. Это вам уже никогда не быть честными. Воровство у вас в крови, въелось в плоть!..» И далее: «...важно не то, что при сваиваешь чужие деньги, а то, что собира ешься делать дальше — пропивать, прома тывать или употребить с толком, чтобы бы ла польза для тебя, а значит и для всего общества! Я, например, тополя высажу от дач до остановки!» Стоит ли доказывать, насколько омерзи тельна эта теория «благородного воровст ва»,— теория, которой пытаются прикрыть свои проступки многие правонарушители, рассуждающие по той же логике, что и Маевский. Илья получает двойной удар: один — прямой — от работников милиции, поймавших его как раз в тот момент, когда он собирался покинуть Москву; другой — в спину — от собственного своего компань она, тайком обчистившего «базовые ячей ки». И, как видно, самым страшным здесь для Ильи явился не столько факт разобла чения, сколько моральный его крах, осоз нание полной несостоятельности тех прин ципов жизни, той философии крайнего индивидуализма, на которые он делал главную ставку. Слово «индивидуализм» упомянуто здесь не всуе. Именно этот всечеловеческий по рок, обнаруженный и развенчанный еще классиками (достаточно вспомнить то же «Преступление и наказание» Достоевского), лежит в основе многих преступлений, имен но благодаря ему и появляются в нашем обществе такие «феномены», как Илья Ма евский. И есть в том глубокая закономер ность, что современный детектив пытается исследовать этот тип преступника, показать его особую опасность и зловредность. Игорь Айрапетов из повести М. Черненка «Поручается уголовному розыску», как и Илья Маевский, тоже из породы индиви дуалистов. Эгоизм, высокомерие, стремле ние делать грязные дела чужими руками и гнусная, укоренившаяся чуть ли не с детст ва привычка ни в чем не встречать отка за,— все это, безусловно, существенные штрихи психологического портрета Игоря Айрапетова. Но в нем есть еще качества куда более страшные и опасные, качества, для определения которых трудно даже най ти подходящие слова. Вот хотя бы такой факт. Айрапетов однажды перелил во вре мя операции свою кровь некоему Остроу мову, только что вернувшемуся из мест за ключения. И бывший рецидивист, не ли шенный чувства благодарности, отныне считает Айрапетова своим спасителем, бо готворит его, готовый оказать ему любую услугу. И этим своим правом «благодете ля» Игорь Владимирович не преминул вос пользоваться при первой же возможности. Как только Айрапетов почувствовал, что уголовный розыск берет его «в клещи», он тут же находит Остроумова и .предлагает ему за пять тысяч рублей взять на себя ви ну по ограблению магазина. Предлагает нагло, безапелляционно, заранее уверен ный, что человек, обязанный ему жизнью, просто не в состоянии сказать: «Нет». Так же расчетливо и подло поступает Айрапе тов и с Лидой Чурсиной. Когда Лида при знается, что ждет от него ребенка, Айра петов назначает ей лекарство, вызывающее искусственные роды, но при этом дает смертельную дозу... Воистину несть числа преступным деяниям и служебным злоупот реблениям, совершаемым Айрапетовым, как нет предела его жестокости и коварст ву. Но во имя чего он все это делает? Игорь Айоапетов, как и Илья Маевский, тоже считает себя на голову выше окружа ющих. Однако суперменство его особого склада, высшей, так сказать, пробы. Если Илья Маевский пытается утвердить свое «я» исключительно через достижение ма териального благополучия, то Игорь Айра петов, будучи лишенным этих узкокорыст ных поползновений, стремится возвысить свою персону над окружающими совсем иным путем. Ему нужна масса, толпа, кото рой бы он повелевал, нужны люди, которые бы беспрекословно исполняли каждое его намерение. И, как видим, такое окружение,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2