Сибирские огни, 1977, №12
В частности, такой точки зрения придержи вается Вадим Назаренко, утверждающий, что «в детективе события, которые должны быть раскрыты, являются тайной не только для действующих лиц, а и для читателя — на всем протяжении произведения. Именно так,— продолжает критик,— в классических образцах детективного жанра, будь то повести Эдгара По, или «Лунный камень» Уилки Коллинза, или рассказы и повести Конан-Дойля. Тайна для читателя, видимо, коренной признак детектива» '. И далее В. Назаренко делает вывод. «Де тективов пишется гораздо меньше, чем иногда кажется»,— заявляет он, решительно «отлучая» от этого жанра и А. Адамова с его «Делом пестрых», и Ю. Семенова с его «Бриллиантами для диктатуры пролетариа та», и О. и А. Лавровых с их знаменитыми «Знатоками». По мнению В. Назаренко, кни ги эти «отнюдь не детективы», а просто ро маны и повести «о работниках угрозыска», потому как слишком незначительную роль играет в них вышеупомянутая «тайна для читателя», слишком быстро мы, читатели, узнаем, кто есть преступник. На наш взгляд, критик здесь несколько односторонне подошел к проблеме тайны в детективе. Ведь сорвать маску с преступ ника, рассекретить его — еще не значит ис черпать тайну. Преступник может быть «вы дан» читателю сразу же после криминаль ного происшествия, но тайна-то сохраняется. Ибо читателя интересует еще и сама «тех-, нология» расследования, ибо он еще много го не знает: где, как, когда именно пре ступника изобличат и поймают. В «Астраханском вокзале», как уже было сказано, тайна преступления перестает быть тайной для читателя уже во второй главке. По теории В. Назаренко — детектив тут и должен кончиться. Но у Л. Словина, наобо рот, тут-то и начинается самое главное, са мое интересное. Следя за всеми перипе тиями операции «Магистраль», мы стано вимся свидетелями захватывающего поединка, где сталкиваются два интеллекта, две логики, где одна сторона делает все, чтобы запутать противника, навести его на ложный след, а другая — медленно, но вер но распутывает эти хитрые заячьи петли и ставит свои не менее хитроумные ловушки. И сколько тут всяких неожиданностей, слу чайностей, непредвиденных обстоятельств и открытий, порой круто меняющих весь ход операции! Повесть «Астраханский вокзал» — одна ' из лучших книг о работниках уголовного розыска и их нелегкой службе. Но все-таки главной авторской удачей стали отнюдь не образы людей в серых шинелях (которые у Л. Словина, прямо скажем, во многом традиционны, легко узнаваемы), а образы самих преступников. Их в повести двое: вор-рецидивист Кон стантин Филин по прозвищу Капитан, и учи тель из Юрюзани Илья Маевский. «Симби оз», на первый взгляд, более чем стран ный, но, как покажут дальнейшие события, 1 Вадим Назаренко. Загадка детектива. «Молодая гвардия». 1973. № 9. стр. 283. автор заставляет этих людей работать в па ре вовсе не по прихоти фантазии. И вовсе не из тех соображений, чтобы показать, что болото преступности может затянуть в свои недра любого неустойчивого, нечистоплот ного в моральном отношении человека и что перед законом все в равной мере от ветственны за свои проступки независимо ни от образования, ни от общественного положения. Два вора, хозяйничающих в ка мерах хранения Астраханского вокзала,— это две противоположности, как бы оли цетворяющие собой день минувший и день нынешний преступного мира. Примитив ный, хоть и не лишенный хитрости и изво ротливости Капитан, чьи запросы не про стираются далее ближайшей забегаловки, являет собой уже отживающий тип пре ступника. Время всех этих Капитанов, Ад миралов, Акул, Бичей уже прошло. Другое дело — Илья Маевский. Вот это уже, что называется, вор новой формации, идущий в ногу с «веком НТР». Прекрасно разбираясь и в современной технике, и в психологии людей, Маевский нашел «ге ниальный» способ присваивать чужое доб ро, не прибегая ни к каким видам насилия, ни к каким традиционным воровским ин струментам. «Преклоняюсь перед масшта бами»,— с подобострастием говорит Капи тан, когда Маевский посвящает его в свой план ограбления автоматических камер. И хотя Капитан уже тогда задумал и свой «план» — ограбить в конечном итоге само го Маевского,— эти льстивые слова он про износит вполне искренне. Капитан полно стью признает интеллектуальное превосход ство Маевского над ним и без колебаний берет на себя роль добровольного холуя и прислужника. Так Илья Маевский обзаводится личным адъютантом, получает «подсобного рабоче го» для исполнения своих «замыслов», а сам автоматически становится главарем со зданной им микробанды. Тут снова возни кает традиционный вопрос: почему этот человек встал на преступный путь, что по будило его, учителя средней школы, сту- дента-заочника института иностранных язы ков, стать еще «по совместительству» и комбинатором? На последнем курсе института Илья не ожиданно споткнулся: завалил сразу два экзамена. Беда не бог весть какая, но для Маевского она оказалась роковой. Болез ненно самолюбивый, он стал искать причи ну своих неудач не в себе, а вне, стал ва лить все на стечение обстоятельств, на фа тальное невезение. Вот тогда и> пришла впервые к Илье мысль: неужели нельзя достичь желанного без диплома, без нуд ного корпения над учебниками и конспек тами? В конце концов на образовании свет клином не сошелся, надо просто «уметь жить». В этом плане очень показательна сценка, когда Илья Маевский в первый день Ново го года приходит к Храмцову с дружеским визитом. Его по обыкновению встречают приветливо: проводят в гостиную, угощают чаем из дорогого сервиза. Но каким высо комерием веет от этого «гостеприимства»!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2