Сибирские огни, 1977, №12
иркиаать перед водителем, льстить ему, на зывать его не иначе, как «шефом»... Словом, прямо-таки выхвачен из гущи жизни, списан с натуры этот Женя Хилков. И естествен вопрос: а откуда, собствен но, берутся такие типы, что формирует их «философию», где корни, истоки их про фессионального хамства, столь гармонично сочетающегося с самым откровенным хо луйством? Будет, наверно, преувеличением утверждать, что С. Высоцкий дает нам раз вернутую картину падения Евгения Хилко- ва, постепенного превращения его сначала в калымщика-рвача, а затем в уголовника. Авторская задача здесь несколько иная — показать тот страшный финал, ту пропасть, которая ждет всякого, кто сделал наживу главным смыслом своей жизни. Однако в повести хоть и эскизно, но довольно выра зительно обрисована и «эволюция» героя, его путь к гибели — в прямом и в перенос ном смысле слова. 6 повести есть такой эпизод. После убий ства Хилкова к его соседу, старому учите лю, приходит следователь, и выясняется, что почтенный Петр Петрович не раз видел Женю в подозрительных компаниях. Одна ко поговорить по душам со своим бывшим учеником ему все было недосуг, так как он работал над капитальным сочинением «Причины падения Римской империи». Де таль более чем откровенная... С полнейшим равнодушием столкнулся Женя и на заво де, где работал после армии, и в таксомо торном .парке. Столкнулся и пришел к твердому убеждению: все в этом мире за висит только от тебя. Как ты устроишь свою жизнь — это дело только собственной тво ей смекалки, хватки, изворотливости. Разумеется, нет ничего в том худого, ес ли человек рано обретает чувство само стоятельности, крепко становится на ноги,, проявляет житейскую сметку и практицизм. Но, к сожалению, самостоятельность не всегда равнозначна нравственной зрело сти, не всегда значит, что человек избрал верный ориентир и надежный путь к наме ченной им цели. В Женином понимании са мостоятельность приобрела очертания су губо меркантильные, мерилом ее стали такие «достоинства», как умение зашибить деньгу, извернуться, словчить. Благо баран ка такси давала возможности широкие, по ле деятельности почти беспредельное... Од ним словом, Женя довольно быстро «со зрел», став законченным рвачом и хамом,— и вот тут-то и высмотрел его ма терый рецидивист Федор Кашлев. Высмот рел и в два счета «оприходовал» в свою шайку в качестве сообщника. Причем Хил ков на удивление легко переступил роко вую грань, которая отделяла его, обыкно венного хапугу, от профессиональных бан дитов, на удивление быстро и органично вписался в их ансамбль. Когда «отец Ф е дор» попросил оказать небольшую услу гу — дернуть с помощью троса «Волгу» «одного частника», Женя не сразу даже сообразил, что к чему, не сразу понял ис тинный смысл этого нехитрого дельца. А когда до него дошло, наконец, что он стал соучастником крупного преступле ния,— ничуть даже не возмутился, не по чувствовал ни дрожи в коленях, ни холод ного пота на спине. Потому как слишком аппетитен был куш, отваленный «отцом Фе дором» за «услугу», слишком заманчивой показалась перспектива — грести деньги буквально лопатой. И Хилков становится главным исполнителем преступных замыс лов «отца Федора», его послушным холуем. Описывая многочисленные ночные вылазки своего героя, С. Высоцкий «следит» за ним не просто как за уголовником, занимаю щимся кражей частных автомобилей: в по вести внимательно прослежено и внутрен нее перерождение Жени, а точнее сказать, его дальнейшая духовная деградация. «Пропавшие среди живых» — поучитель ный пример того, как легко может превра титься в преступника человек невежествен ный, морально нестойкий, оказавшийся к тому же в вакууме полнейшего равноду шия со стороны окружающих. Но, как по казывает сама жизнь, пути, приводящие че ловека на скамью подсудимых, поистине неисповедимы. Да и сама эта скамья, к со жалению, очень вместительна, и на ней, на ряду с примитивными узколобыми уркача- ми, можно увидеть и людей вполне интел лигентных, у которых есть и образование, и широта кругозора, и то, что мы привыкли называть духовными запросами. Именно такой «феномен» и выведен в повести Лео нида Словина «Астраханский вокзал» (Мо сква, «Молодая гвардия», 1975). Повесть эта любопытна во всех отноше ниях. Во-первых, перед нами один из не многих «бескровных» детективов, где нет никаких убийств, никаких «мокрых дел», где совершенно отсутствует столь обязательный «труп на первой странице». Сюжет повести строится на раскрытии заурядного, на пер вый взгляд, преступления. Кто-то система тически очищает ячейки автоматических камёр хранения, и оперативная группа транспортного отдела милиции получает задание поймать с поличным неизвестных злоумышленников. Сделать это нужно в считанные сутки, потому что преступники владеют секретом отгадывания шифров и аппетиты их с каждой новой кражей все возрастают. «Астраханский вокзал» написан как хро ника; автор буквально по часам и минутам прослеживает весь ход этой сложнейшей криминалистической операции. Причем мы следим не только за каждым шагом работ ников милиции, но и за каждым «манев ром» самих преступников. Дело в том, что в отличие от большинства детективных ро манов и повестей, где читатель зачастую до самой последней страницы не знает преступника, «Астраханский вокзал» пред ставляет собой «открытый вариант» детек тива. Мы уже на третьей странице узнаем, кто совершил преступление и что это за люди. Но это преждевременное срывание масок нисколько не отпугивает нас, не по нижает нашего читательского интереса. Здесь, к слову сказать, Л. Словин блестяще опровергает некоторых критиков, считаю щих, будто главным сюжетным козырем детектива является тайна •преступления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2