Сибирские огни, 1977, №12

в нашей стране совершенно отсутствуют. Однако преступность имеет место и у нас; притом каждое преступление, совершенное в нашем обществе, тоже имеет под собой твердую почву, тоже является результатом определенных аномалий и упущений... Название романа Аркадия Адамова «Злым ветром» (Москва, «Молодая гвар­ дия», 1975) на первый взгляд кажется весь­ ма многозначительным. Уж не намекает ли автор на то, что волны преступности дохо­ дят до нас «оттуда», что тут во многом ви­ новато тлетворное влияние Запада? В об- щем-то такое предположение вполне есте­ ственно, поскольку из многих источников мы знаем, что нередко к преступным ак­ циям, совершаемым в нашей стране, прик­ ладывают руки и джентльмены из «свобод­ ного мира»... Однако мы тщетно будем искать в романе А. Адамова какие-либо связи с заграницей. Все преступники, ко­ торые действуют в его романе,—преступ­ ники «нашенские», доморощенные, рабо­ тающие, что называется, на самостоятель­ ном балансе, прекрасно знающие, где и чем можно поживиться в родном отече­ стве. Как, вероятно, помнят читатели, детектив­ ная завязка романа «Злым ветром» начи­ нается с банального происшествия. В одной из московских гостиниц случилась кража: неизвестный злоумышленник проник в но­ мер, где остановился инженер из Киева, и унес все ценные вещи. Дело как будто несложное, и инспектор МУРа Виталий Ло­ сев даже не скрывает своего раздражения. Стоило из-за этого звонить ему домой, пор­ тить выходной день, когда тут . ребята из местного отдела милиции и сами прекрасно могут разобраться... Однако на следующий день аналогичная кража происходит в дру­ гой гостинице, а еще через день—в треть­ ей. Причем вор действует на редкость наг­ ло, в одном и том же «стиле»: средь бела дня является в гостиницу, заговаривает с дежурной по этажу, преподносит ей какой- нибудь презент, как правило, коробку кон­ фет, а взамен «берет» запасные ключи от номеров. Его уже засекли, уже готов его словесный портрет, даже установлена его фамилия. Но преступник по-прежнему не­ уловим, по-прежнему, точно дьявол, про­ никает в люксы столичных гостиниц и гра­ бит их постояльцев. И тут неотступно иду­ щий по следу преступника Виталий Лосев делает неожиданное открытие: вор потому и действует так нагло и результативно, что у него есть сообщники. И Сообщниками этими являются не кто иные, как сами ра­ ботники гостиниц. Именно их ротозейство, их недобросовестность, переходящая зача­ стую в прямое злоупотребление своим служебным положением, позволяют Му- шанскому (так зовут грабителя) без особо­ го труда входить к ним в доверие, красть у них запасные ключи. В ходе допросов пе­ ред Виталием Лосевым проходит целая ве­ реница гостиничных администраторш и де­ журных. Разные, очень разные это особы. Но всех их сближает одно: стремление извлечь побольше выгоды из своих «теплых местечек», поживиться за счет клиента. Мушанский потому и действует наверняка, что прекрасно знает, с кем имеет дело. Он, конечно, отвратителен и гнусен, этот быв­ ший артист с замашками супермена. Но не менее гнусны и эти «маленькие хозяй­ ки больших отелей», наживающие себе ка­ питалец на гостиничном дефиците, готовые за коробку конфет, за флакон духов пойти на прямое нарушение своих служебных обязанностей. Расследуя серию краж, со­ вершенных гостиничным вором, Виталий Лосев проникает в своеобразный «мирок», где мздоимство, мелкие поборы и подно­ шения давно стали нормой, где давно уже взрыхлена почва и для более серьезных правонарушений. Каждое новое преступление заставляет снова искать и устанавливать причины, ле­ жащие в его основе. А причины эти, увы, столь же многообразны; сколь многооб­ разны сами виды преступных деяний и спо­ собы их совершения. Вот почему перед каж­ дым автором детектива всегда стоит эта сверхзадача: вскрыть причины и обстоя­ тельства, приведшие человека на скамью подсудимых, «разобраться» с самим пре­ ступником как с личностью, добраться по возможности до самых глубоких «подва­ лов» его сознания. Но это уже задача исключительно пси­ хологическая. Сложный, по-своему даже загадочный процесс превращения вполне нормального человека в преступника показан в повести Сергея Высоцкого «Пропавшие среди жи­ вых» (Москва, «Молодая гвардия», 1975). Название повести тоже довольно многозна­ чительное и тоже может ввести читателя в заблуждение, так как слово «пропавший» у нас привычно ассоциируется с «пропав­ шим без вести», связывается с годами вой­ ны, ее тяжелыми ранами и последствиями. Однако у С. Высоцкого это слово получает совершенно неожиданное толкование. «Пропавшими» он считает людей, для ко­ торых накопительство стало единственной целью существования. При этом автор де­ лает упор на следующие обстоятельства: вначале человек, зараженный микробом стяжательства, приумножает свои сбереже­ ния, приобретает новую движимость и не­ движимость вполне легальным путем. Но этот человек уже есть потенциальный пре­ ступник, потому что при первой же воз­ можности побольше урвать, получить куш посолиднее он может не устоять, пойти на все, вплоть до нарушения уголовного ко­ декса. Именно такая «обыкновенная исто­ рия» и случилась с водителем такси Евге­ нием Хилковым. Женя, каким он-предстает перед нами в начале повестй,— великолепный образчик рвача-таксиста, садящегося за руль с одной только целью — «закалымить», получить побольше чаевых. Евгений Хилков — фигура, давно уже ставшая одной из «достопримечательно­ стей» наших крупных городов. Именно та­ кие Хилковы и сделали из государственных машин средство для личной наживы, имен­ но они и поставили таксомоторную службу так, что клиент волей-неволей должен за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2