Сибирские огни, 1977, №12
в нашей стране совершенно отсутствуют. Однако преступность имеет место и у нас; притом каждое преступление, совершенное в нашем обществе, тоже имеет под собой твердую почву, тоже является результатом определенных аномалий и упущений... Название романа Аркадия Адамова «Злым ветром» (Москва, «Молодая гвар дия», 1975) на первый взгляд кажется весь ма многозначительным. Уж не намекает ли автор на то, что волны преступности дохо дят до нас «оттуда», что тут во многом ви новато тлетворное влияние Запада? В об- щем-то такое предположение вполне есте ственно, поскольку из многих источников мы знаем, что нередко к преступным ак циям, совершаемым в нашей стране, прик ладывают руки и джентльмены из «свобод ного мира»... Однако мы тщетно будем искать в романе А. Адамова какие-либо связи с заграницей. Все преступники, ко торые действуют в его романе,—преступ ники «нашенские», доморощенные, рабо тающие, что называется, на самостоятель ном балансе, прекрасно знающие, где и чем можно поживиться в родном отече стве. Как, вероятно, помнят читатели, детектив ная завязка романа «Злым ветром» начи нается с банального происшествия. В одной из московских гостиниц случилась кража: неизвестный злоумышленник проник в но мер, где остановился инженер из Киева, и унес все ценные вещи. Дело как будто несложное, и инспектор МУРа Виталий Ло сев даже не скрывает своего раздражения. Стоило из-за этого звонить ему домой, пор тить выходной день, когда тут . ребята из местного отдела милиции и сами прекрасно могут разобраться... Однако на следующий день аналогичная кража происходит в дру гой гостинице, а еще через день—в треть ей. Причем вор действует на редкость наг ло, в одном и том же «стиле»: средь бела дня является в гостиницу, заговаривает с дежурной по этажу, преподносит ей какой- нибудь презент, как правило, коробку кон фет, а взамен «берет» запасные ключи от номеров. Его уже засекли, уже готов его словесный портрет, даже установлена его фамилия. Но преступник по-прежнему не уловим, по-прежнему, точно дьявол, про никает в люксы столичных гостиниц и гра бит их постояльцев. И тут неотступно иду щий по следу преступника Виталий Лосев делает неожиданное открытие: вор потому и действует так нагло и результативно, что у него есть сообщники. И Сообщниками этими являются не кто иные, как сами ра ботники гостиниц. Именно их ротозейство, их недобросовестность, переходящая зача стую в прямое злоупотребление своим служебным положением, позволяют Му- шанскому (так зовут грабителя) без особо го труда входить к ним в доверие, красть у них запасные ключи. В ходе допросов пе ред Виталием Лосевым проходит целая ве реница гостиничных администраторш и де журных. Разные, очень разные это особы. Но всех их сближает одно: стремление извлечь побольше выгоды из своих «теплых местечек», поживиться за счет клиента. Мушанский потому и действует наверняка, что прекрасно знает, с кем имеет дело. Он, конечно, отвратителен и гнусен, этот быв ший артист с замашками супермена. Но не менее гнусны и эти «маленькие хозяй ки больших отелей», наживающие себе ка питалец на гостиничном дефиците, готовые за коробку конфет, за флакон духов пойти на прямое нарушение своих служебных обязанностей. Расследуя серию краж, со вершенных гостиничным вором, Виталий Лосев проникает в своеобразный «мирок», где мздоимство, мелкие поборы и подно шения давно стали нормой, где давно уже взрыхлена почва и для более серьезных правонарушений. Каждое новое преступление заставляет снова искать и устанавливать причины, ле жащие в его основе. А причины эти, увы, столь же многообразны; сколь многооб разны сами виды преступных деяний и спо собы их совершения. Вот почему перед каж дым автором детектива всегда стоит эта сверхзадача: вскрыть причины и обстоя тельства, приведшие человека на скамью подсудимых, «разобраться» с самим пре ступником как с личностью, добраться по возможности до самых глубоких «подва лов» его сознания. Но это уже задача исключительно пси хологическая. Сложный, по-своему даже загадочный процесс превращения вполне нормального человека в преступника показан в повести Сергея Высоцкого «Пропавшие среди жи вых» (Москва, «Молодая гвардия», 1975). Название повести тоже довольно многозна чительное и тоже может ввести читателя в заблуждение, так как слово «пропавший» у нас привычно ассоциируется с «пропав шим без вести», связывается с годами вой ны, ее тяжелыми ранами и последствиями. Однако у С. Высоцкого это слово получает совершенно неожиданное толкование. «Пропавшими» он считает людей, для ко торых накопительство стало единственной целью существования. При этом автор де лает упор на следующие обстоятельства: вначале человек, зараженный микробом стяжательства, приумножает свои сбереже ния, приобретает новую движимость и не движимость вполне легальным путем. Но этот человек уже есть потенциальный пре ступник, потому что при первой же воз можности побольше урвать, получить куш посолиднее он может не устоять, пойти на все, вплоть до нарушения уголовного ко декса. Именно такая «обыкновенная исто рия» и случилась с водителем такси Евге нием Хилковым. Женя, каким он-предстает перед нами в начале повестй,— великолепный образчик рвача-таксиста, садящегося за руль с одной только целью — «закалымить», получить побольше чаевых. Евгений Хилков — фигура, давно уже ставшая одной из «достопримечательно стей» наших крупных городов. Именно та кие Хилковы и сделали из государственных машин средство для личной наживы, имен но они и поставили таксомоторную службу так, что клиент волей-неволей должен за-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2