Сибирские огни, 1977, №12
Владимир Шапошников ДЕТЕКТИВ: АНФАС И ПРОФИЛЬ Порок наказан— добродетель торжествует Кому незнакомо это хрестоматийное пра вило, некогда введенное в литературу тео ретиками классицизма! Как мы помним, на казанием порока и торжеством добро детели венчались все трагедии и комедии, созданные в эпоху Корнеля и Расина. По том с появлением в искусстве новых мощ ных направлений — романтизма и реализ ма— это правило было упразднено как анахронизм, как дурная традиция, сковывав шая творческую фантазию авторов. Упразд нено, но отнюдь не предано забвению. В литературе и поныне есть жанр, который хоть и возник уже после того, как класси цизм сошел со сцены, однако упорно ис поведует это правило. Жанр этот — детектив. В самом деле, точно так же, как зрители XV III века, идя в театр, заранее знали, что там все кончится благополучно, так и чи татели XX века, берущие в руки детектив ный роман или повесть, тоже загодя знают, что преступление, совершенное на первых страницах, на последних будет непремен но раскрыто. Ну-ка представьте себе детек тивную книжку, где преступника ищут на всем протяжении повествования, да так и не находят. Да читатель такой «детектив» на кусочки бы разорвал от досады и сдал бы в макулатуру, чтобы получить талон и купить настоящий детектив — Жоржа Симе- нона или доброго старого Конан-Дойля. Тут возникает своего рода парадокс. С од ной стороны, детектив есть книга тайн и за гадок, а с другой,— читателю уже заранее известен ее конец. В этом пункте детектив чем-то сродни сказке, где зло также всег да наказуется, где герой всегда выходит с честью из любых испытаний. И думается, любовь читателя к детективу тоже в чем-то сродни любви к сказке, потому что оба эти жанра играют на самых гуманных стру нах человеческого сердца — на его жажде справедливости, на его стремлении всегда и во всем видеть торжество добра над злом. Вот почему детектив по своей глав ной идее, по сути своей — жанр вовсе не низкий, не второстепенный, как это волей- неволей пытаются доказать некоторые кри тики. Тут вполне можно было бы сослаться на авторитеты, напомнить о том, что элемен тами детектива не пренебрегали великие мастера слова, что, к примеру, Ф . М. До стоевский явился родоначальником так на зываемого психологического детектива, а А. П. Чехов, наряду с сугубо реалистически ми произведениями, написал великолепную «уголовную повесть» «Драма на охоте». Но, во-первых, факты эти общеизвестны, а во- вторых, мы еще будем иметь более подхо дящий повод вернуться к классикам. А сейчас хочется сказать несколько слов в защиту детектива вот в каком плане. Рассказывая нам о разных «темных де лах», детектив и обращается зачастую к самым темным, самым грязным сторонам жизни. Миссия не из приятных. Но именно благодаря этой своей специфике детектив порой проникает в такие «сферы», вскры вает такие «раковые опухоли» и «нагное ния», до которых другой жанр далеко не всегда может добраться. Грубо говоря, в хорошем детективном сочинении всегда ве дутся два расследования: одно — уголов ное, другое — социальное. Преступник и его досье Итак, в детективе (разумеется, в хоро шем детективе) не просто раскрывается тайна преступления, но и вскрываются при чины, это преступление породившие. Как показывает сама жизнь, преступление все гда есть следствие каких-тО социальных аномалий, каких-то серьезных упущений: прежде чем преступление совершается, всегда вначале возникает почва для пре ступных акций. И автор детектива, естест венно, должен не только показать слож ную механику расследования, провести читателя по запутанному лабиринту сле довательских версий и гипотез, но и доб раться в конечном итоге до этой «почвы»... Тут сразу же может возникнуть вопрос: нужно ли относить всё вышесказанное к нашему отечественному детективу? Ведь, как известно, в социалистическом общест ве нет социальной почвы для преступно сти. Такие факторы, как эсплуатация, без работица, открытая проповедь культа на силия,— факторы, «благодаря» которым преступность стала национальным бедстви ем во многих капиталистических странах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2