Сибирские огни, 1977, №12
— Очень, очень старое слово. Можно, однако, так говорить: «Трава выше жере бенка». Можно так: «Жеребенок в высокой траве». Жеребят там бывало немало. А трава? Да еще высокая? Нет, нелегко это было представить себе,— к середине лета степь выгорала под яркими лучами солнца, стано вилась бурой, даже рыжей. Овечке и той защипнуть зубами нечего. И все же вторую книгу Виталий Зелен ский назвал «Жеребенок в траве» (1970 г.). Написал объяснение. Оно близко к истине. Жеребенок-сосунок на алтайском языке — кулун. Кулунда — место, где пасутся жере бята. Однако чабан не зря подчеркивал — сло во-то очень, очень старое. Да, оно возник ло еще в те далекие времена, когда в ко выльных просторах этой степи паслись табуны низкорослых диких лошадей — ку ланов. Их видали там и первые русские по селенцы. В барнаульском архиве Алтайско го горного округа я видел рапорты о поим ке куланов. Так, в 1748 году крестьяне Белоярской слободы поймали «у Ярового соленого озера пять диких лошадей» и сдали на казенную конюшню в Барнауле. А в 1839 году жители деревни Усть-Клюихи два дня, меняя уставших коней, гонялись за последней в этом краю дикой лошадью, на третий день поймали и отвезли на казен ный Колыванский завод. Длина этой лоша ди была «от головы до хвоста I аршин II вершка». Не больше жеребенка-сосунка. От куланов, теперь пасущихся только в за поведниках Таджикистана, и пошло геогра фическое наименование: Кулунда — степь, где обитали куланы. С тех пор Виталий Зеленский, куда бы ни приезжал, всюду доискивался до происхож дения местных географических наименова ний. Это открывало ему далекое прошлое края, села, деревни, прошлое людей, кото рые пасли тут скот или осваивали сибир ские просторы для земледелия. Свою третью книгу Виталий Зеленский назвал «Дотошные мужики» (1974 г.). Его герои, действительно, дотошные. Это сибирские крестьяне, наши современники, механизаторы, председатели колхозов, ди ректора совхозов, полевые бригадиры, опе раторы машинного доения, как называют нынче вчерашних доярок. «Среди многих завидных черт,— пишет автор о своих ге роях,— мне нравится в них особая сибир ская ' любознательность, этакая дотош ность — все хотят знать и уметь, обо всем имеют собственное суждение». К этому можно добавить: дотошный— настойчивый, вникающий в каждую мелочь, #гобы из влечь из нее нечто важное и весьма полез ное. Его секретари райкомов партии, но сящие в очерках подлинные имена, тоже люди дотошные, энергичные и умелые ор ганизаторы, глубоко знающие деревенскую жизнь и сельскохозяйственное производ ство. А сам Виталий Зеленский — дотошный литератор, одержимый любовью к природе родных просторов, к людям, преображаю щим землю, умело возделывающим ее и создающим неоценимые богатства для все го народа. Он глубоко знает все, о чем ве дет неторопливую и обстоятельную беседу с читателями. Ему удается ярко и впечатляюще пере дать поэзию труда на современных полях. Она и в авторских отступлениях, и в расска зах передовых механизаторов. Вот, к при меру, Герой Социалистического Труда Иван Самоличенко, «который на тракторе вы рос», делится своим ощущением преобра жения полей: — Выедешь пахать зябь осенью. Перед тобой желтое поле, сероватым отдает, стер ня стоит. И когда первый раз плугом зае дешь, черную полосочку эту сделаешь, огля нешься — поле уже другое, вроде оживать стало. Люблю смотреть, как оборот пласта идет. Кажется, бежит волна из-под плуга и застывает. А черная полоска становится все шире и шире... Радуешься, что пахота ровная, и стараешься, чтобы красиво было, без огрехов. А весна волнует на особицу: — Знаете, никогда я так не чувствую за пах земли, как в это время. Слов не знаю таких, чтобы передать... И мне кажется, нигде я красивей работы не найду, как у нас в поле. Грачей люблю на пашне. Так он работает, аж лак у него на носу снаши вается. Я смотрю и думаю — это мой друг, тоже трудяга. Главная красота для механизатора — уборка урожая: — Оно и в природе красивое, это время. Стоит лес, желтеть начинает, к зиме гото вится, и ты завершаешь то, над чем работал весь год, о чем думал, заботился. И вот, когда комбайн захватывает хлеб, где осо бенно валок мощный, там мотор на другую ноту переходит, барабан ухает — это такая музыка! И даже зимний труд во время снегоза держания у Самоличенко вызывает восторг: — Снег, мороз, нигде никого, мощная машина, сидишь в тепле, удобно, надежно. Ты себя чувствуешь таким сильным и на эту зиму просто любуешься, она тебя не придавливает. Поэзия труда — одна из самых важней ших тем нашей литературы. И приятно ощу щать ее в книгах собрата по перу. «Из многих сельских работ,— пишет Вита лий Зеленский,— я более всего люблю жат ву и знаю, как ждут в деревне этой страд ной поры — самой трудной и самой празд ничной». Страда. В последние годы это слово по рой употребляется не к месту. В репорта жах журналистов мелькает и слышится по радио — весенняя страда. А Виталий Зелен ский знает, что даже в давние тяжкие годы, когда крестьянин ковырял землю сохой, ве сенний посев никогда не считался страдой. Издавна страдой называли конец лета и на чало осени, когда хлеба жали серпами и молотили деревянными молотилами, а зерно отвеивали на ветру. Действительно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2