Сибирские огни, 1977, №12
КРМТШМА Л1ЛТЕРАТНРПВЕДЕНИЕ Афанасий Коптелов В ПОИСКАХ НОВОГО О творчестве В. И. Зеленского Лет двенадцать назад в редакции журна ла «Сибирские огни» мне дали прочесть ру копись почти безызвестного алтайского журналиста. Она называлась «Кучу — золо тое озеро». Автор писал о богатстве соля ных озер Кулунды, о добыче сульфата, и мне вспомнился рано ушедший от нас ода ренный молодой очеркист Петр Стрижков, в тридцатых годах немало писавший о той же «Стране горьких озер». Казалось, но вый автор, не видавший Стрижкова, а толь ко знакомый с его книгами, принял у него эстафету. Принял удачно. Он не был новичком в тех необъятных степных просторах. На соленый берег прие хал не первый раз, сказал как давнему знакомому: — Здравствуй, озеро! Перед его взором «расплеснулась вод ная пустыня. Отлогие волны плавно кати лись к горизонту. Полуденная дымка скры вала противоположный берег, нигде ни па руса, ни чайки, только солелюбы-атаи купались в белой пене у берега». Он долго всматривался в простор. Озе ро ему «казалось то светло-сиреневым, то на его поверхности вспыхивали фиолето вые, малиновые, зеленоватые блики. Оно играло цветами на зависть радуге, это степ ное озеро». «Мы спустились к самой воде,— писал он.— Дул прохладный бриз, донося чуть уловимый запах серы, шевелились метелки ковыля на берегу. Неподалеку журчала, впадая в озеро, мелководная речка Кучук. Атаи уплывали навстречу ветру и волнам». Я пожалел, что автор, несомненно влюб ленный в сибирскую природу, не нарисовал мне, читателю, атайку, редкую для здешних мест птицу из семейства гусиных. Видимо, в ту пору еще не хватало красок в его па литре. А картина озера стояла перед мои ми глазами. Чувствовалось — в литературу идет новый художник слова. Буквально через считанные месяцы Ви талий Зеленский станет одним из основных наших авторов по разделу очерка и публи цистики, а в предисловии к одной из его книг известный мастер деревенского очер ка Леонид Иванов назовет его «певцом Ку лунды», который своими глазами видел все «беды и радости» этого степного края. В год своего первого очерка о .горьких озерах Виталий Зеленский, знакомясь с до бычей сульфата, подумал: «Не здесь ли, не в этих ли бесчисленных озерах настоящее золото степей?» Но взгляд его был гораздо шире. Перед ним вставало прошлое этого края, извест ное ему по рассказам старожилов. Он представил себе, как в начале века' «шли по весенней Кулунде обозы переселенцев, как загорались глаза пахарей, когда перед ними открывалось огромное озеро. И весе лели изнуренные дети, и убыстряли шаг усталые кони. Но солона и горька была во да, и люди поворачивали прочь». И все же отъезжали переселенцы неда леко. Их пленяли не тронутые сохой про сторы. Сколько хватит силенок, столько и распахивай. Отыскав пресную воду и попробовав на ощупь крупинчатый чернозем, они распря гали коней и на первое время гоношили себе немудрящие хатенки из дерна. Через годок появлялись избы. Обживалась степь. Петра Стрижкова интересовала будущая промышленность на берегах горьких озер. Виталий Зеленский видел всю Кулунду со всеми ее богатствами и нуждами, с ее бу дущим. И тем не менее в год своего ли тературного дебюта воскликнул на берегу озера Кучук: «Не ему ли стать соперником хлебной славы Кулунды!» А вскоре понял и своим творчеством до казал, что хлебную славу тех степей зат мить невозможно, хотя в трудные годы жестокой засухи она и подвергалась суро вым испытаниям. Да и сердце писателя бы ло с детства привязано к хлебному колосу с его янтарным зерном.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2