Сибирские огни, 1977, №12

просчеты в планировании, недостатки в ру­ ководстве стройкой, слабая координация подразделений. Не хватало рабочих рук, механизмов, строительных материалов. Вы­ деленные средства осваивали не полно­ стью, подготовительный период затянулся. По существу широкий разворот работ на­ чался только в 1975 году, после прибытия на стройку ударного комсомольского отря­ да и сформирования треста «Шимановск- трансстрой». Его первые шаги были успеш­ ными. Коллектив досрочно ввел в строй завод железобетонных конструкций. Он уже отправляет на БАМ свою продукцию. Однако трест не сумел закрепить достиг­ нутого. На площадке немало передовых рабочих. Но их старания и почины не всегда находят должную поддержку. Комсомольско-моло­ дежная бригада А. Никитенко первой ста­ ла трудиться здесь по методу московско­ го строителя Н. Злобина, добилась значи­ тельного перевыполнения заданий. По ее примеру на бригадный хозрасчет перешли еще четырнадцать коллективов. Но админи­ страция часто нарушала договорные ус­ ловия, не соблюдала графиков поставки материалов, несвоевременно подводились итоги соревнования. Ценная инициатива по­ степенно заглохла. Сейчас только четыре коллектива работают по-злобински. Установленные сроки сдачи в эксплуата­ цию предприятий Шимановского комплекса миновали, а дел на стройке еще много. В этом году коллективу предстоит выпол­ нить строительно-монтажных работ почти на шесть миллионов рублей. Необходимо ввести в строй завод для ремонта дорожно­ строительных машин, щебеночный завод, цехи керамзита, сантехнических, электро­ монтажных заготовок и закладных деталей, очистные сооружения, профессионально- техническое училище, школу, несколько домов. Созданные два года назад мощно­ сти цеха железобетонных конструкций пока освоены лишь наполовину. В результате не выполнены ответственные заказы БАМа на поставку десятков тысяч кубометров кон­ струкций. Крайне медленно сооружается и Тай­ шетский комплекс. По плану первую его очередь нужно сдать эксплуатационни­ кам в будущем году, но здесь только нача­ ли монтировать каркасы зданий. Суровых природно-климатических усло­ вий трассы порой не выдерживает даже самая современная техника в специальном исполнении. Она быстро изнашивается и выходит из строя. В этом году только по подразделениям ГлавБАМстроя в плановом капитальном ремонте нуждаются более че­ тырехсот строительных машин и около пя­ тисот автомобилей. Для сложного ремонта нужно отправлять технику на специализи­ рованные заводы. Их у Министерства тран­ спортного строительства пока недостаточно, и расположены они далеко. Поэтому приня­ то решение создать ремонтные базы вбли­ зи строящейся магистрали. Два года назад в Биробиджане началось сооружение завода, где будут восстанавли­ ваться грузовые машины. Его возводит строительно-монтажный поезд № 546 тре­ ста «Дальтрансстрой». За короткий срок сделано многое. Пуск авторемонтного заво­ да намечен на будущий год. Объем работ здесь еще довольно большой. Еще больше предстоит сделать на строительстве пред­ приятия по ремонту техники в Комсомоль­ ске-на-Амуре. Но если у самосвала или бульдозера нуж­ но только сменить поршень, переврать мо­ тор, устранить мелкую поломку, то нет смысла везти тяжелую технику в такую даль на крупные капитальные предприятия. В таких случаях достаточно создать на са­ мой трассе ремонтные мастерские и опор­ ные пункты заводов-поставщиков, которые в состоянии «вернуть к жизни» агрегаты с незначительными повреждениями. Такие мастерские — необходимое звено произ­ водственной базы любой стройки. Однако БАМ — не любая, а уникальная стройка. Поэтому и промбазу здесь нужно было соз­ давать с учетом масштабов работ. — Ведомственность — застарелая дурная традиция нашего министерства,— досадует главный инженер «Сибгипротранса» Алек­ сей Михайлович Щепелев.— На БАМе ее пороки видны особенно. Здесь нужно не курятники лепить, а создавать централизо­ ванную хозрасчетную промбазу, чтобы ее предприятия были хорошо оснащены и могли принимать заказы от всех. Надо бы­ ло с самого начала объединить возможно­ сти подразделений, которые по соседству трудятся — сыплют земляное полотно, ук­ ладывают железнодорожный путь, возво­ дят мосты. Это была бы настоящая органи­ зация дела и большая экономия. Жаль, не хватило у Министерства транспортного строительства широты. Еще не поздно про­ явить ее хотя бы там, где работы только разворачиваются, чтобы не повторять оши­ бок. План строительно-монтажных работ Глав- БАМстрою значительно увеличили. Если бы это произошло в январе, можно было бы только радоваться: на трассе достаточно сил освоить и больше средств. Но добавка пришлась целиком на второе полугодие, когда уж очень трудно заказать конструк­ ции и материалы на предприятиях, изгото­ вить их, доставить и успеть использовать. Неудачно сбалансированы мощности под­ разделений. Это нарушает ритм стройки. Земляное полотно отсыпано в сторону Усть-Нюкжи почти на двести километров, а мостов еще нет, притрассовые дороги почти непроезжие. Грузы приходится до­ ставлять вертолетами. Это было бы допу­ стимо на первом этапе, а сейчас непрости­ тельно. Специализированные тресты вынуж­ дены заниматься несвойственными, а часто и бросовыми работами из-за отсутствия твердого графика и координации сил. — Тут новый способ строительства,— воз­ мущается управляющий трестом «Мосто­ строй-10» Л. Блинков.— Чтобы догнать мех- колонны генподрядчика, нам надо утроить мощности, а это сейчас невозможно. Нет и такого количества мостовых конструкций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2