Сибирские огни, 1977, №12
re за Иркутском. Но больше всего, да, больше всего я видела людей это го великого края. И не могу не сказать вам еще раз: моя любовь к Со ветскому Союзу вечна. Мы обязаны вам прежде всего тем, что Великая Октябрьская социалистическая революция ленинским декретом о мире указала путь к новому типу международных отношений. Все мы навеки в долгу перед вами за вашу победу во второй мировой войне, за то, что вы спасли землю от фашистского рабства. Весь мир обязан вам за то, что вы показали, как люди с разным цветом кожи могут дружно жить и трудиться, оказывая друг другу братскую помощь. За то, что вы высоко подняли факел социализма и не позволили врагам выбыть его из рук...» Мчится наша «Россия», вплетается красной лентой в зелень степей и березовых колков. Переговариваются, стучат колеса. На экспресс обрушивается лавина грома: встречный! Пауза. Гром и грохот. Пауза. Гром и грохот. Из соседнего купе выходит высокий, чуть полно ватый человек в черном кителе с золотыми звездочками на рукавах. Он по-сибирски широк в плечах. У него мягкое русское лицо и теплая, рас полагающая улыбка. Я знаю его уже четверть века. Иван Ефимович Трубников, начальник Западно-Сибирской магистрали, давний товарищ моего отца. И я думаю об их судьбах. Оба — из бедных деревушек: он— из курской, отец — из белорусской. И трудно сказать, кем бы они стали, если б их жизни не озарило пламя Октября. Сколько горя, бедности, голода познал белорусский парнишка, мой будущий отец, прежде чем стать, в годы пятилеток, начальником крупной железнодорожной станции в Сибири! Когда он, с орденом Ленина на груди, ушел на пенсию, я з а писал его рассказ о жизни на пленку, как он, сын «стрелочника Дёмки», * читал букварь при лучине, как ел хлеб, синий от примеси желудей, как кланялся^ когда встречал на дороге коляску помещицы иль лесопромыш ленника, чьи плоты он гонял по Неману, как учил, выстукивая зубами, азбуку Морзе, чтоб стать (предел мечтаний!) телеграфистом на малень кой станции Залесье. Трубников родился пять лет спустя после револю ции. Она стала чудесным ускорителем его судьбы. Окончил Новосибир ский институт инженеров железнодорожного транспорта. Маневровый диспетчер. Дежурный по станции. Начальник станции Новосибирск. Н а чальник важнейшей в стране магистрали. Делегат XXV съезда КПСС. Таковы плоды революции, вступившей на путь творчества,— она открыла перед миллионами тружеников все пути для развития способностей. Трубников бросает короткий взгляд на часы. — Идем по расписанию? — Иначе — нельзя. Видишь, какой бешеный ритм? Мы смотрим в широкое окно. А перед нами — необозримая, как оке ан, Бараба, где, куда ни бросишь взгляд,— мачты, мачты, мачты элект ролиний. И если б смог Ильич, увидел бы он в селах барабинских, в ты сячах других сел Сибири свою воплощенную мечту об электрификации России. Увидел бы, как в той заметеленной деревеньке, что когда-то ми гала лучиной, зоотехник, сняв трубку, командует: «Включить ультра фиолет на фермах!» Как в предгорьях Салаира, в аймаках Горного Алтая, в северной тайге — всюду мерцают россыпи электрических огней. Услышал бы, как сельская молодежь деловито беседует о предпосевной обработке семян электрическими зарядами, о применении электричества для улучшения почв, о будущих электротракторах и электрокомбайнах, о телеуправлении на фермах и в мастерских. А там, где когда-то он ви дел «снег и небо», он бы порадовался, увидев наш богатырский Новоси бирск, город, в котором воплотились лучшие черты новой Сибири. На фасадах зданий Новосибирска все больше табличек: «Сибэлект- росетьстрой», «Сибэлектромонтаж», «Энергосетьпроект», «Сибэнерго-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2