Сибирские огни, 1977, №12

re за Иркутском. Но больше всего, да, больше всего я видела людей это­ го великого края. И не могу не сказать вам еще раз: моя любовь к Со­ ветскому Союзу вечна. Мы обязаны вам прежде всего тем, что Великая Октябрьская социалистическая революция ленинским декретом о мире указала путь к новому типу международных отношений. Все мы навеки в долгу перед вами за вашу победу во второй мировой войне, за то, что вы спасли землю от фашистского рабства. Весь мир обязан вам за то, что вы показали, как люди с разным цветом кожи могут дружно жить и трудиться, оказывая друг другу братскую помощь. За то, что вы высоко подняли факел социализма и не позволили врагам выбыть его из рук...» Мчится наша «Россия», вплетается красной лентой в зелень степей и березовых колков. Переговариваются, стучат колеса. На экспресс обрушивается лавина грома: встречный! Пауза. Гром и грохот. Пауза. Гром и грохот. Из соседнего купе выходит высокий, чуть полно­ ватый человек в черном кителе с золотыми звездочками на рукавах. Он по-сибирски широк в плечах. У него мягкое русское лицо и теплая, рас­ полагающая улыбка. Я знаю его уже четверть века. Иван Ефимович Трубников, начальник Западно-Сибирской магистрали, давний товарищ моего отца. И я думаю об их судьбах. Оба — из бедных деревушек: он— из курской, отец — из белорусской. И трудно сказать, кем бы они стали, если б их жизни не озарило пламя Октября. Сколько горя, бедности, голода познал белорусский парнишка, мой будущий отец, прежде чем стать, в годы пятилеток, начальником крупной железнодорожной станции в Сибири! Когда он, с орденом Ленина на груди, ушел на пенсию, я з а ­ писал его рассказ о жизни на пленку, как он, сын «стрелочника Дёмки», * читал букварь при лучине, как ел хлеб, синий от примеси желудей, как кланялся^ когда встречал на дороге коляску помещицы иль лесопромыш­ ленника, чьи плоты он гонял по Неману, как учил, выстукивая зубами, азбуку Морзе, чтоб стать (предел мечтаний!) телеграфистом на малень­ кой станции Залесье. Трубников родился пять лет спустя после револю­ ции. Она стала чудесным ускорителем его судьбы. Окончил Новосибир­ ский институт инженеров железнодорожного транспорта. Маневровый диспетчер. Дежурный по станции. Начальник станции Новосибирск. Н а ­ чальник важнейшей в стране магистрали. Делегат XXV съезда КПСС. Таковы плоды революции, вступившей на путь творчества,— она открыла перед миллионами тружеников все пути для развития способностей. Трубников бросает короткий взгляд на часы. — Идем по расписанию? — Иначе — нельзя. Видишь, какой бешеный ритм? Мы смотрим в широкое окно. А перед нами — необозримая, как оке­ ан, Бараба, где, куда ни бросишь взгляд,— мачты, мачты, мачты элект­ ролиний. И если б смог Ильич, увидел бы он в селах барабинских, в ты­ сячах других сел Сибири свою воплощенную мечту об электрификации России. Увидел бы, как в той заметеленной деревеньке, что когда-то ми­ гала лучиной, зоотехник, сняв трубку, командует: «Включить ультра­ фиолет на фермах!» Как в предгорьях Салаира, в аймаках Горного Алтая, в северной тайге — всюду мерцают россыпи электрических огней. Услышал бы, как сельская молодежь деловито беседует о предпосевной обработке семян электрическими зарядами, о применении электричества для улучшения почв, о будущих электротракторах и электрокомбайнах, о телеуправлении на фермах и в мастерских. А там, где когда-то он ви­ дел «снег и небо», он бы порадовался, увидев наш богатырский Новоси­ бирск, город, в котором воплотились лучшие черты новой Сибири. На фасадах зданий Новосибирска все больше табличек: «Сибэлект- росетьстрой», «Сибэлектромонтаж», «Энергосетьпроект», «Сибэнерго-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2