Сибирские огни, 1977, №12

Аналогична и ситуация с шефами: кто работает с полным сознанием своей при­ частности к стройке века и ответственности за ее судьбу, а кто выжидает, отделывает­ ся отговорками либо ведет строительство с прохладцей. Огромный труд вложили в создание «столицы» БАМа посланцы столицы нашей Родины. Таежный поселок, уже ставший го­ родом, быстро, добротно, красиво возво­ дится руками москвичей. В более трудном положении ленинградцы — шефы Северо- байкальска: они еще не имеют возможно­ сти возить грузы по рельсам, а доставлять их на автомобилях и баржах трудно и до­ рого. Однако поселок на берегу великого озера, спроектированный зодчими с бере­ гов Невы, постепенно растет. Над строя­ щейся станцией Ния реет флаг Грузии. Давно обжились на трассе посланцы Арме­ нии, Молдавии, Таджикистана, Московской, Горьковской, Свердловской областей и дру­ гие отряды. В центре поселка станции Ургал установ­ лена большая гранитная глыба. На ее угло­ ватой поверхности выбита надпись: «7 но­ ября 1974 года заложен Ургал». В тот уже далекий теперь день сюда пришел строем коллектив строительно-монтажного поезда «Укрстрой», высадившийся из вагонов на старой станции железнодорожной ветки Известковая — Чегдомын. Украинские строители поставили металлическую мачту, подняли на ней красный флаг и начали об­ живать болотистую тайгу. Быстро вырос компактный поселок из коттеджей с ман­ сардами — уютный, словно пансионат в Кар­ патах. Возникла надежная промбаза. Вскоре о делах посланцев Украины услышала вся страна. Сегодня они примерно на месяц опережают годовой план и полным ходом ведут строительство постоянного поселка. Прошлой осенью сдан в эксплуатацию пер­ вый пятиэтажный жилой дом. Близится к завершению больничный комплекс на 150 коек и на триста посещений в день. Скоро откроется детский сад. А ребятишек в Ур- гале множество: здесь появились на свет шестьдесят детей, да сколько еще привез­ ли с собой родители! Для них во времен­ ном поселке есть и детский сад, и десяти­ летняя школа, и спортивные площадки. Есть даже открытый плавательный бассейн. Но речь сейчас идет о капитальном строи­ тельстве. Украинцы ведут его полным хо­ дом. Однако на трассе встречаются и проти­ воположные примеры. Мы проехали всю железнодорожную линию Комсомольск-на- Амуре—Березовка. Она действует и од­ новременно реконструируется. Трудятся здесь подразделения железнодорожных войск. Они ведут переукладку пути высо­ кими темпами, хотя получают лишь не­ большие «окна» между движением поез­ дов. Возле станции Болен мы залюбовались слаженными действиями строителей, кото­ рыми командовал офицер Вячеслав Ана­ тольевич Лепилин. Вот железнодорожный кран выдернул износившееся звено и по­ ложил его на откос насыпи. Бульдозер ми­ гом выровнял грунт. Следом путеуклад­ чик, управляемый ефрейтором Виктором Краснощеком, аккуратно положил новую, сверкающую решетку Бойцы путеукладоч­ ной машины в несколько секунд ее подо­ гнали и закрепили. Байкало-Амурская ма­ гистраль выросла на двадцать пять метров. Тем временем на откос легло следующее старое звено... Технологический поток про­ двигался вперед почти безостановочно, как заводской конвейер. — Видите, какая скорость,— сказал на­ чальник отделения временной эксплуата­ ции Дальневосточной железной дороги Григорий Аверьянович Голодный.— В 1979 году строители обязались сдать нам линию. Но они делают только путь. А сооружение станций и поселков должны вести шефы из Алтайского края, Астраханской, Волгоград­ ской, Новосибирской, Пензенской, Саратов­ ской, Тамбовской областей. Никто из них еще не работает, хотя не меньше года уйдет на собственное обустройство. Для капитального строительства времени поч­ ти не остается. Что же нам делать с голы­ ми рельсами, как работать? Еще раньше — в нынешнем году, как уже было сказано, войдег в эксплуатацию ли­ ния Бам—Тында. На ее станциях и разъез­ дах уже все должно быть готово. Но если на станции Беленькая дела идут неплохо — горьковчане прислали туда большие силы, то шефы станции Муртыгит по существу провалили постоянное строительство. При­ шлось направить туда крупную комплекс­ ную бригаду из управления «БАМстрой- путь» и специалистов треста «БАМтранстех- монтаж». Какова же цена обещаниям воронежцев, которые в свое время дали слово построить эту станцию? Шефы из некоторых областей заняты не строительством, а поиском оправданий своей бездеятельности. Их основной аргу­ мент-о тсутствие финансирования. Он не лишен оснований: действительно, плановые органы допустили здесь просчет. Но выход из положения все же нашелся— Министер­ ство транспортного строительства предло­ жило шефам в виде аванса средства, до­ статочные для начала работ. Однако этим предложением никто не воспользовался. Парадоксы экономии В нашей стране действует непреложное правило: вести капитальное строительство и финансировать его только по утвержден­ ным проектам. Нет нужды доказывать обоснованность такого порядка — он логи­ чен и проверен многолетним опытом. Но, как ни странно, величайшая стройка со­ временности три года шла без соблюдения этого закона. Только техническая докумен­ тация на сооружение участка от Ургала до Комсомольска-на-Амуре своевременно вступила в законную силу. Но это лишь ма­ лая часть огромной трассы. Между тем все проекты, кроме участка Тында—Ургал, были выполнены еще в се­ редине 1975 года, а к его концу прошли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2