Сибирские огни, 1977, №12

строителей и местных жителей! В связи со стройкой правительство не ставило перед Министерством' автомобильного транспор­ та РСФСР особых задач. Однако министр Евгений Георгиевич Трубицын рассудил, что дожидаться специальных указаний нечего: всенародное дело касается всех. В мае 1975 года он побывал в Тынде, познакомил­ ся с трассой. Вернувшись в Москву, при­ гласил главного инженера главка «Восток- автотранс» Анатолия Модестовича Деняка. 9 июня Деняк приземлился в Тындинском аэропорту. Ничего у него с собой не было, кроме портфеля. «Проголосовал» шоферу попутного самосвала и приехал в Джелту- лакский райисполком. Представился пред­ седателю, объяснил, что будет создавать здесь крупное автопредприятие. Попросил отвести участок земли. Председатель, наученный горьким опы­ том, недоверчиво поглядывал на худощаво­ го человека с большим портфелем. — Много вас приезжает, все просят пло­ щадки, а они потом пустуют... — Я приехал сюда работать,— твердо сказал гость. Еще в самолете он познакомился с одним тындинским старожилом. Тот посоветовал: бери площадку, где сосна растет. Там суше и скала близко. А лиственница растет на мари— никаких фундаментов не хватит. Та­ кое место и облюбовал Деняк на окраине поселка. Вскоре прилетели плотники, за ними — землекопы. Ручной пилой валили деревья, поставили ограду, сколотили склад. Подо­ шли первые шестьдесят грузовиков и во­ семнадцать автобусов: министерство с са­ мого начала стремилось обеспечить успех нового большого дела. 2 августа 1975 года в Тынде произошло событие, которое Вошло в летопись строй­ ки и в историю города: открылся первый автобусный маршрут! До этого не только здесь, но и во всей зоне Байкало-Амурской магистрали не было налажено регулярное пассажирское сообщение. Знаменитый АЯМ— Амуро-Якутская автомобильная ма­ гистраль— существует уже давно. Это бы­ ла единственная сухопутная артерия, • пи­ тавшая грузами Якутию. По АЯМу днем и ночью, зимой и летом шли колонны авто­ машин. Но автобусы проходили редко и только на одном участке, от Алдана до Невера. Теперь Деняк организовал уже двенад­ цать постоянных автобусных маршрутов. Они пролегли по улицам Тынды и во мно­ гие населенные пункты. Каждые полчаса отправляется автобус в аэропорт. Зимой действуют специальные детские рейсы. Ре­ бятам больше не приходится бегать по трескучему морозу в школу и домой пос­ ле уроков. Шоферы знают расписание за­ нятий и не заставляют себя ждать. Велик и объем грузовых перевозок. Нынче по срав­ нению с прошлым годом план вырос на сорок семь процентов. Заказов очень мно­ го. Всем оказалась нужна, просто позарез необходима фирма Деняка. Так работает Байкало-Амурское произ­ водственное автотранспортное объедине­ ние. В его составе восемнадцать крупных предприятий. Задача объединения — обес­ печить перевозки людей и грузов для Бай­ кало-Амурской магистрали, рождающегося Южно-Якутского территориально-производт ственного комплекса и Алданского горно­ промышленного района. На голом месте вырос коллектив в две тысячи триста чело­ век. Сегодня он эксплуатирует уже пятьсот грузовиков, двести автобусов, тридцать такси. А министерство продолжает присылать новую технику. — Первые семьдесят КамАЗов-тягачей, которые перевалили Урал,— наши. Среди них автомашина с заводским номером «один»,— с гордостью говорит Анатолий Модестович.— Заводчане нам отлично по­ могают. Мы для них очень интересный клиент. Тормозная система КамАЗа рассчи­ тана на холода не ниже 25 градусов, а у нас эти машины работали при 60-градусных морозах и прекрасно себя зарекомендова­ ли. Правда, есть у них недостаток: быстро изнашиваются поршни. Поэтому у нас по­ стоянно гостят заводские специалисты, при­ езжал главный конструктор с целой брига­ дой. Ищут пути для улучшения своей про­ дукции, советуются с нами. Польза обоюд­ ная. В составе объединения есть и крупное строительное подразделение — передвиж­ ная механизированная колонна, оснащен­ ная необходимой техникой. Автомобилисты своими силами и на собственные средства ведут большое строительство в Тынде, Зее, Чульмане и других пунктах. Технической документацией их сполна обеспечивает Но­ восибирский филиал «Гипроавтотранса», накопивший большой опыт проектирования в зоне вечной мерзлоты. Деняк очень до­ волен партнерами: готов портфель проек­ тов и смет на год вперед. А министерство не скупится на средства и при этом подхо­ дит к делу не с ведомственных, а с госу­ дарственных позиций. В Тынде автомобилисты построили свою котельную и электростанцию. Они питают энергией не только собственное хозяйство, но еще городскую больницу и даже теле­ визионную станцию «Орбита». Строится производственный корпус со столовой на сто сорок мест, современно оборудован­ ной и оформленной. Это будет первое ка­ питальное предприятие общественного питания в «столице» БАМа. Кормить в сто­ ловой будут всех желающих. Среди много­ численных предприятий и организаций, осевших в Тынде, только фирма Деняка имеет теплые гаражи на весь парк автома­ шин. В этот оазис просятся многие, и Де­ няк дает распоряжение потесниться, вы­ кроить место для машин аэродромной службы или «скорой помощи»... По своей инициативе, своими силами, на свои средства и для всех— вот принцип, которого придерживаются автотранспорт­ ники в строительстве и во всей деятельно­ сти на БАМе. Другие же не хотят перешаг­ нуть через барьеры ведомственной психо­ логии, отгораживаются ими от проблем трассы, от нужд людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2