Сибирские огни, 1977, №12
строителей и местных жителей! В связи со стройкой правительство не ставило перед Министерством' автомобильного транспор та РСФСР особых задач. Однако министр Евгений Георгиевич Трубицын рассудил, что дожидаться специальных указаний нечего: всенародное дело касается всех. В мае 1975 года он побывал в Тынде, познакомил ся с трассой. Вернувшись в Москву, при гласил главного инженера главка «Восток- автотранс» Анатолия Модестовича Деняка. 9 июня Деняк приземлился в Тындинском аэропорту. Ничего у него с собой не было, кроме портфеля. «Проголосовал» шоферу попутного самосвала и приехал в Джелту- лакский райисполком. Представился пред седателю, объяснил, что будет создавать здесь крупное автопредприятие. Попросил отвести участок земли. Председатель, наученный горьким опы том, недоверчиво поглядывал на худощаво го человека с большим портфелем. — Много вас приезжает, все просят пло щадки, а они потом пустуют... — Я приехал сюда работать,— твердо сказал гость. Еще в самолете он познакомился с одним тындинским старожилом. Тот посоветовал: бери площадку, где сосна растет. Там суше и скала близко. А лиственница растет на мари— никаких фундаментов не хватит. Та кое место и облюбовал Деняк на окраине поселка. Вскоре прилетели плотники, за ними — землекопы. Ручной пилой валили деревья, поставили ограду, сколотили склад. Подо шли первые шестьдесят грузовиков и во семнадцать автобусов: министерство с са мого начала стремилось обеспечить успех нового большого дела. 2 августа 1975 года в Тынде произошло событие, которое Вошло в летопись строй ки и в историю города: открылся первый автобусный маршрут! До этого не только здесь, но и во всей зоне Байкало-Амурской магистрали не было налажено регулярное пассажирское сообщение. Знаменитый АЯМ— Амуро-Якутская автомобильная ма гистраль— существует уже давно. Это бы ла единственная сухопутная артерия, • пи тавшая грузами Якутию. По АЯМу днем и ночью, зимой и летом шли колонны авто машин. Но автобусы проходили редко и только на одном участке, от Алдана до Невера. Теперь Деняк организовал уже двенад цать постоянных автобусных маршрутов. Они пролегли по улицам Тынды и во мно гие населенные пункты. Каждые полчаса отправляется автобус в аэропорт. Зимой действуют специальные детские рейсы. Ре бятам больше не приходится бегать по трескучему морозу в школу и домой пос ле уроков. Шоферы знают расписание за нятий и не заставляют себя ждать. Велик и объем грузовых перевозок. Нынче по срав нению с прошлым годом план вырос на сорок семь процентов. Заказов очень мно го. Всем оказалась нужна, просто позарез необходима фирма Деняка. Так работает Байкало-Амурское произ водственное автотранспортное объедине ние. В его составе восемнадцать крупных предприятий. Задача объединения — обес печить перевозки людей и грузов для Бай кало-Амурской магистрали, рождающегося Южно-Якутского территориально-производт ственного комплекса и Алданского горно промышленного района. На голом месте вырос коллектив в две тысячи триста чело век. Сегодня он эксплуатирует уже пятьсот грузовиков, двести автобусов, тридцать такси. А министерство продолжает присылать новую технику. — Первые семьдесят КамАЗов-тягачей, которые перевалили Урал,— наши. Среди них автомашина с заводским номером «один»,— с гордостью говорит Анатолий Модестович.— Заводчане нам отлично по могают. Мы для них очень интересный клиент. Тормозная система КамАЗа рассчи тана на холода не ниже 25 градусов, а у нас эти машины работали при 60-градусных морозах и прекрасно себя зарекомендова ли. Правда, есть у них недостаток: быстро изнашиваются поршни. Поэтому у нас по стоянно гостят заводские специалисты, при езжал главный конструктор с целой брига дой. Ищут пути для улучшения своей про дукции, советуются с нами. Польза обоюд ная. В составе объединения есть и крупное строительное подразделение — передвиж ная механизированная колонна, оснащен ная необходимой техникой. Автомобилисты своими силами и на собственные средства ведут большое строительство в Тынде, Зее, Чульмане и других пунктах. Технической документацией их сполна обеспечивает Но восибирский филиал «Гипроавтотранса», накопивший большой опыт проектирования в зоне вечной мерзлоты. Деняк очень до волен партнерами: готов портфель проек тов и смет на год вперед. А министерство не скупится на средства и при этом подхо дит к делу не с ведомственных, а с госу дарственных позиций. В Тынде автомобилисты построили свою котельную и электростанцию. Они питают энергией не только собственное хозяйство, но еще городскую больницу и даже теле визионную станцию «Орбита». Строится производственный корпус со столовой на сто сорок мест, современно оборудован ной и оформленной. Это будет первое ка питальное предприятие общественного питания в «столице» БАМа. Кормить в сто ловой будут всех желающих. Среди много численных предприятий и организаций, осевших в Тынде, только фирма Деняка имеет теплые гаражи на весь парк автома шин. В этот оазис просятся многие, и Де няк дает распоряжение потесниться, вы кроить место для машин аэродромной службы или «скорой помощи»... По своей инициативе, своими силами, на свои средства и для всех— вот принцип, которого придерживаются автотранспорт ники в строительстве и во всей деятельно сти на БАМе. Другие же не хотят перешаг нуть через барьеры ведомственной психо логии, отгораживаются ими от проблем трассы, от нужд людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2