Сибирские огни, 1977, №12

бытового обслуживания... Пора и Министер­ ству путей сообщения чувствовать себя здесь хозяином и по-хозяйски заботиться о людях и производстве, а не ждать, ког­ да можно будет прийти на все готовое. Станция Ургал уже Действует, но не раз­ вивается: нет жилья, детских учреждений, магазинов... Особенно велики претензии строителей, местных партийных и советских работников к Министерству энергетики и электрифика­ ции СССР. Ему было поручено протянуть линию электропередачи от Зейской ГЭС к Тынде. Сроки давно прошли, а задача до сих пор не решена. В прошлом году план строительно-монтажных работ был выпол­ нен всего на двадцать один процент! Это поставило «столицу» БАМа в тяжелейшее положение. Город с трудом обеспечивается электроэнергией за счет передвижных мощ­ ностей ГлавБАМстроя, а они должны ис­ пользоваться совсем в иных местах и для других целей. Это обеспечение идет в ущерб производству, ненадежно и в де­ сять раз дороже, чем энергия гидростан­ ций. В дни, когда мы были на трассе, вы­ соковольтные опоры уже выстроились от плотины ГЭС до Магдагачей и зашагали в сторону Сковородино. До Тынды остава­ лось не так уж далеко. Но уверенности, что ЛЭП сюда придет до первых морозов, не было. — Боюсь будущей зимы,— признался Игорь Сергеевич Розанов.— Прошлую мы еле выдержали. Холода стояли лютые. При шестидесятиградусном морозе перебой с подачей энергии — это гибель городу. А теперь потребителей тепла и света приба­ вилось. Надо тащить в ТынДу еще пару энергопоездов. Сколько же будет город существовать на нашей «времянке»? Не меньше вредит делу срыв сроков строительства линии электропередачи от каскада гидростанций на Ангаре до Бай­ кальского и Северо-Муйского туннелей. Чтобы обеспечить их проходку, придется создавать два временных энергоблока в Северобайкальске и Уояне. На это нужно будет потратить несколько миллионов руб­ лей, да еще возить и жечь тысячи тонн го­ рючего. Сколько лишних расходов и труд­ ностей! А все из-за нерасторопности руко­ водителей Минэнерго. Это министерство подводит и жителей портовых городов Дальнего Востока — оке­ анических выходов существующего и строя­ щегося Транссибов. Здесь деятельно гото­ вятся к тому уже недалекому времени, когда по новым железнодорожным путям пойдет поток грузов. Строят в этих районах как никогда много, а вот протянуть прово­ да далеко не всегда успевают. Прошлый раз, говоря о резервах управ­ ления строительством, мы показали, на­ сколько шаткой была в то время первая ступень управления — связь. С острой кри­ тикой создавшегося положения выступила газета «Правда» Нужно отдать должное руководителям Министерства связи СССР: они немедленно сделали выводы из крити­ ки • и заметно поправили дело. ГлавБАМ- строй получил прямые каналы для между­ городных телефонных переговоров с Мо­ сквой. Ими могут пользоваться не только ведущие специалисты, но и рядовые работ­ ники главка. Улучшилась связь штаба строй­ ки с управлениями и трестами. В распоря­ жении создателей магистрали теперь не только телефоны, но и радиостанции, теле­ тайпы, селекторы. Оперативнее стала рабо­ тать почта. В Тынде строится Дом связи, оборудованный на современном уровне. Еще не все препятствия остались позади. ГлавБАМстрою по-прежнему трудно созва­ ниваться с линейными подразделениями: многими механизированными колоннами, строительно-монтажными поездами, мосто­ отрядами. До идеала пока далеко. Но быст­ рая и деловая реакцйя министерства обна­ деживает, что и эти трудности удастся преодолеть. А вот положение с воздушными сообще­ ниями почти не изменилось. Правда, Аэро­ флот ввел новые рейсы, благодаря кото­ рым увеличилось число сибирских городов, куда из Тынды можно прилететь без пере­ садок. Скажем, раньше в Улан-Удэ можно было попасть только через Читу. Сейчас «Як-40» ходит в столицу Бурятии напрямую. В крупных аэропортах рейсы из Тынды сты­ куются с московскими, бронируются ме­ ста в самолетах. При благополучном стече­ нии обстоятельств пассажир за тринадцать часов может долететь до аэропорта Домо­ дедово. Люди, которым часто приходится пользоваться этим «воздушным мостом», радуются: не сравнишь с тем, что было со­ всем недавно! Но все это полумеры. Давно ясно— и мы говорили об этом в прошлом очерке,— что между Москвой и Тындой должно быть прямое авиасообщение. А Министерство гражданской авиации СССР до сих пор считает аэропорт в Тынде местным и поэто­ му не спешит серьезно им заниматься. Наверняка это ложное убеждение рано или поздно рассеется. Ведь и после завер­ шения строительства магистрали Синда останется важным транспортным узлом, центром нового территориально-производ­ ственного комплекса. А сейчас это действи­ тельно столица БАМа, и еще долго будет сохранять за собой этот почетный титул. Существующая воздушная гавань не соот­ ветствует ее рангу, сильно мешает делу. Ждет решения и острая проблема воз­ душных перевозок на Северном Байкале. По-прежнему аэропорт в Нижнеангарске принимает только «АН-2», по-прежнему пассажиры пересаживаются на эти малень­ кие машины в Ангаракане, где нет элемен­ тарных условий для отдыха И до сих пор не налажен необходимый порядок. Люди бес­ порядочной толпой мечутся по летному полю, занимают места по принципу «кто смел — тот и сел». А масштабы работ на этом участке трассы нарастают с каждым днем. Все ощутимее становится диспро­ порция между потребностями стройки и их обеспечением со стороны Аэрофлота. Зато порадовали нас дела автомобили­ стов. Вот кто действительно по-государст­ венному относится к своей роли в зоне Байкало-Амурской магистрали, к нуждам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2