Сибирские огни, 1977, №12
ведомства, а не только для транспортных строителей. Гигантская железная дорога протяженностью в три тысячи двести кило метров — сложное хозяйство. Но сама до рога— лишь первый этап осуществле ния программы БАМ. Она предусматрива ет коренное преобразование необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока, ос воение их природных богатств. Новый путь к океану станет созвездием крупных тер риториально-производственных комплек сов, значение которых для экономики стра ны трудно переоценить. Эту историческую задачу можно решить только с помощью всего технического и научного потенциала, накопленного в Советском Союзе, с по- мощью сил и средств, сосредоточенных в различных министерствах и ведомствах. Точно такое же отношение эта задача имеет ,к союзным и автономным республи кам, краям и областям страны. Их трудо вые коллективы выступили с патриотиче ской инициативой построить своими силам;* станции и поселки на Байкало-Амурской магистрали. Активное участие шефов в стройке века ценно во многих отношениях. Оно стало новым убедительным проявле нием братства народов нашей многонацио нальной Родины, их идейной сплоченности и организационного единства. Транспорт ные строители получили солидную под держку и смогли сосредоточиться на своих основных целях. Кроме того, посланцы рес публик и областей — как правило, квалифи цированные специалисты, более опытные в сооружении жилых и гражданских зданий, чем подразделения Минтрансстроя. Значит, поселки на БАМе будут добротными и красивыми. Их и проектировали шефы, вступившие в негласное соревнование: всем хотелось сделать свой поселок лучшим. А как не упомянуть о шефстве Ленинско го комсомола! Как не сказать о постоян ном внимании к строителям со стороны ВЦСПС, деятелей науки и культуры, мно жества других организаций. Все творческие союзы, все исследовательские, проектные и конструкторские учреждения считают своим долгом внести вклад в стройку века и сделать его весомым, ощутимым. Коллек тивы промышленных предприятий относят ся к заказам БАМа как к почетным задани ям и стремятся выполнить их досрочно и качественно. Всюду считают стройку своим кровным делом и в любой момент готовы прийти к ней на помощь. У средней школы на будущей станции Ку- выкта, у ребят, учителей и всех жителей этого временного поселка строителей маги страли, выросшего в сорока километрах к западу от Тынды, есть добрый друг в Звездном городке: летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Валентин Виталье вич Лебедев. Нынче он в третий раз прие хал на трассу БАМа во время своего отпус ка. И не экскурсантом, а командиром студенческого строительного отряда Мос ковского авиационного института. Космо навт Лебедев участвовал в строительстве школы. Она открылась к 1 сентября 1975 года. А следующим летом в ее стенах поя вился музей космонавтики. Нам показала его директор школы Валентина Матвеевна Мазур, и ее глаза так и светились гордо стью. Музей занимает просторную комнату и уставлен стендами, рассказывающими об этапах освоения космоса, о развитии ра кетной и космической технйки в Советском Союзе. Выставлены медали в честь сов местного полета кораблей «Союз» и «Апол лон». Специальная витрина отведена пище, которую берут с собой путешественники в невесомость. Целую стену занимают фото графии всех советских космонавтов. На многих— автографы и теплые надписи. Их попросил у друзей в Звездном городке и привез на трассу БАМа организатор музея Валентин Витальевич Лебедев. Он, конеч но, тоже оставил здесь свое обращение: «Дорогие ребята! Горжусь, что смог при нять участие в строительстве вашей школы вместе с отрядом МАИ. Желаю вам, чтобы в стенах нашей школы вы выросли людьми не только грамотными, но и богатыми ду шой, как ваши отцы и матери, замечатель ные представители первопроходцев БАМа». Труд строителей можно выразить в циф рах — километрах, кубометрах, тоннах, рублях освоенных средств. Бойцы комсо мольско-молодежного отряда Московского авиационного института во главе со своим командиром работают быстро и хорошо. Они трудились на нескольких объектах в поселках Новотындинском, Кувыкте и , Хо- рогочи. Но главный вклад в программу БАМа, внесенный космонавтом Лебедевым, цифрами не измерить. Это политический и нравственный заряд, урок подлинного пат риотизма и гражданственности, преподан ный детям и взрослым. В том, что этот урок достиг цели, сомневаться не прихо дится. Мы поняли это, слушая ребят и ди ректора школы, читая взволнованные запи си в книге отзывов музея. Множество людей во всех уголках страны стремится быть причастным к стройке века и полезным созидателям магистрали. Вот что стоит за привычными словами «БАМ строит вся страна». В любом смысле, в лю бом разрезе— территориальном, отрасле вом, ведомственном — это действительно общенародное дело. Тем обиднее, что некоторые министерст ва еще очень слабо участвуют в решении насущных проблем БАМа и тормозят строи тельство. Мы говорили об этом прошлый раз, приводили высказывания секретаря Бурятского обкома партии Константина Матвеевича Продайводы и главного инже нера ГлавБАМстроя Игоря Сергеевича Ро занова. С тех пор положение заметно из менилось к лучшему, но, к сожалению, далеко не во всех звеньях. Некоторые ру ководители по-прежнему рассчитывают, что дело обойдется без них, что строители магистрали все сделают сами. — Никто не хочет даже парикмахерскую открыть! — сетует первый секретарь Вер- хнебуреинского райкома КПСС Хабаров ского края Владимир Иванович Луночкин.— А почему все нужно строить за счет БАМа? Надо привлекать сюда средства других ми нистерств: просвещения, здравоохранения,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2