Сибирские огни, 1977, №12
автодороги — большая победа наших уп равлений и трестов. Такую же победу одер жали воины-железнодорожники. Что еще сделано на стройке? Реконструи рованы старые и созданы новые порты на Байкале. Они взяли на себя значительную долю перевозок. Среди тайги возникли со рок четыре населенных пункта. В них есть все необходимое для жизни тысяч людей. Строятся постоянные поселки и города. Особенно растет Тында. Не прошло и года со времени нашего предыдущего визита в «столицу» БАМа, а сколько отрад ных новостей! Многоквартирные девятиэтаж ные дома уже выглядят не остревками-уте- сами среди моря «времянки» — щитосбор ных домов, рубленых изб, дощатых бараков и вагончйков. Если продолжать сравне ние, то первый микрорайон будущей Тынды сейчас, напоминает мощное горное плато, вознесшееся над равниной. Одна за дру гой сдаются в эксплуатацию кирпичные и панельные постройки, которым стоять здесь много лет. Районный комитет партии преобразован в городской— у его первого секретаря Юрия Афанасьевича Есаулкова и окрепшего аппарата появились новые возможности для совершенствования пар тийной работы. А теперь скажем о самом главном — о строительстве железнодорожной магистра ли. За три года со дня выхода постановле ния ЦК КПСС и Совета Министров СССР на всех участках трассы уложено свыше ше стисот километров стальной колеи. Основ ная доля этой общей протяженности рель совых дорог приходится на «Малый БАМ». Конечно, в наше стремительное время за три года можно свернуть горы, выса дить людей на Марсе, сделать новые от крытия в глубинах атомного ядра. Но по строить три тысячи километров первоклас сного пути через дикую тайгу, горы, мари, вечную мерзлоту в условиях почти стогра дусных перепадов температуры и в наш век непросто. Даже при очень большом желании быстрее, чем это возможно, не построишь. Пробить раньше определенного проектом срока в гранитной толще шест надцатикилометровый Северо-Муйский тун нель практически невозможно. Нельзя сдать в постоянную эксплуатацию и желез нодорожную линию, пока идет стабилиза ция земляного полотна, «притирка» мостов и труб, других искусственных сооружений. Дорогу строят для пропуска тяжелых со ставов на века и тут спешка может поме шать. Нужно строго соблюдать все технологи ческие нормы. Но и терять время из-за бе залаберности, неорганизованности тех или иных служб накладно, так как на такой стройке отставание одного подразделения передается эстафетой другим отрядам. От стали проектировщики, значит задержится на том или ином участке дело, опоздали мостовики — начинаются трудности у меха низаторов. Опаздывают с отсыпкой земля ного полотна механизированные колонны — тут же задерживается укладка стального пути. Комплексный подход к организации ребот всюду нужен, а здесь вдвойне необ ходим. Именно он обеспечивает организа цию поточного производства, непрерывно го движения вперед. Проблемы управления строительством БАМа были темой наше£1 беседы с секре тарем Амурского обкома КПСС Владими ром Ивановичем Павловым в Благове щенске. Вместе с ним мы порадовались первым серьезным трудовым победам строителей второго пути к океану: из Тын ды до Москвы теперь можно доехать в ку пе пассажирского экспресса. Механизиро ванные отряды центрального участка БАМа все |эешительнее идут в наступление и на главном ходу магистрали — в сторону Чары и Зейска. На восток и запад с опережением сооружают притрассовые автомобильные дороги, земляное полотно, ведут укладку рельсов и через многочисленные водные преграды перекидывают мосты. Много ли сделано на трассе с начала ра бот, с первого колышка? Конечно, много, особенно, если учитывать объективные ор ганизационные и природные трудности. И все же среди наших многочисленных собеседников не встретилось ни одного, до вольного положением дел на трассе. Ра- * бочие, инженеры, проектировщики, желез нодорожники, партийные и советские работники, да и командиры стройки убеж дены: можно было сделать гораздо боль ше, необходимо сооружать магистраль зна чительно быстрее. Ведь ни одна наша стройка за все шестьдесят лет Советской власти не обладала такой технической мощью, столь надежными кадрами. На БАМе сосредоточены огромные силы, с них и большой спрос. Три минувших года показали, что совет ским людям по плечу самые сложные и трудные дела. Многие тысячи строителей, приехавших сюда по зову сердца, по веле нию Родины, с честью выдержали жесткую проверку их надежности, силы духа. Они проявили себя подлинными патриотами, достойными продолжателями лучших тру довых традиций нашего народа. Вместе с тем, начальный период стро ительства Байкало-Амурской магистрали выявил и множество еще не использован ных возможностей, обнаружил серьезные просчеты планирования, финансиррвания, управления стройкой, организации работ. Как пустить в действие резервы? Как устра нить ошибки? За счет чего можно ускорить прокладку второго пути к океану и хозяй ственное освоение его зоны? Об этих проб лемах мы и хотим поразмышлять вместе с читателями. Всенародное дело БАМ строит вся страна... Эти слова стали аксиомой. Их великий смысл нисколько не стерся от частого повторения. Но он все же нуждается в расшифровке. Что значит — вся страна? Это значит, что на трассе и в районах, прилегающих к бу дущей магистрали, есть много дел для каждого без исключения министерства и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2