Сибирские огни, 1977, №12

автодороги — большая победа наших уп­ равлений и трестов. Такую же победу одер­ жали воины-железнодорожники. Что еще сделано на стройке? Реконструи­ рованы старые и созданы новые порты на Байкале. Они взяли на себя значительную долю перевозок. Среди тайги возникли со­ рок четыре населенных пункта. В них есть все необходимое для жизни тысяч людей. Строятся постоянные поселки и города. Особенно растет Тында. Не прошло и года со времени нашего предыдущего визита в «столицу» БАМа, а сколько отрад­ ных новостей! Многоквартирные девятиэтаж­ ные дома уже выглядят не остревками-уте- сами среди моря «времянки» — щитосбор­ ных домов, рубленых изб, дощатых бараков и вагончйков. Если продолжать сравне­ ние, то первый микрорайон будущей Тынды сейчас, напоминает мощное горное плато, вознесшееся над равниной. Одна за дру­ гой сдаются в эксплуатацию кирпичные и панельные постройки, которым стоять здесь много лет. Районный комитет партии преобразован в городской— у его первого секретаря Юрия Афанасьевича Есаулкова и окрепшего аппарата появились новые возможности для совершенствования пар­ тийной работы. А теперь скажем о самом главном — о строительстве железнодорожной магистра­ ли. За три года со дня выхода постановле­ ния ЦК КПСС и Совета Министров СССР на всех участках трассы уложено свыше ше­ стисот километров стальной колеи. Основ­ ная доля этой общей протяженности рель­ совых дорог приходится на «Малый БАМ». Конечно, в наше стремительное время за три года можно свернуть горы, выса­ дить людей на Марсе, сделать новые от­ крытия в глубинах атомного ядра. Но по­ строить три тысячи километров первоклас­ сного пути через дикую тайгу, горы, мари, вечную мерзлоту в условиях почти стогра­ дусных перепадов температуры и в наш век непросто. Даже при очень большом желании быстрее, чем это возможно, не построишь. Пробить раньше определенного проектом срока в гранитной толще шест­ надцатикилометровый Северо-Муйский тун­ нель практически невозможно. Нельзя сдать в постоянную эксплуатацию и желез­ нодорожную линию, пока идет стабилиза­ ция земляного полотна, «притирка» мостов и труб, других искусственных сооружений. Дорогу строят для пропуска тяжелых со­ ставов на века и тут спешка может поме­ шать. Нужно строго соблюдать все технологи­ ческие нормы. Но и терять время из-за бе­ залаберности, неорганизованности тех или иных служб накладно, так как на такой стройке отставание одного подразделения передается эстафетой другим отрядам. От­ стали проектировщики, значит задержится на том или ином участке дело, опоздали мостовики — начинаются трудности у меха­ низаторов. Опаздывают с отсыпкой земля­ ного полотна механизированные колонны — тут же задерживается укладка стального пути. Комплексный подход к организации ребот всюду нужен, а здесь вдвойне необ­ ходим. Именно он обеспечивает организа­ цию поточного производства, непрерывно­ го движения вперед. Проблемы управления строительством БАМа были темой наше£1 беседы с секре­ тарем Амурского обкома КПСС Владими­ ром Ивановичем Павловым в Благове­ щенске. Вместе с ним мы порадовались первым серьезным трудовым победам строителей второго пути к океану: из Тын­ ды до Москвы теперь можно доехать в ку­ пе пассажирского экспресса. Механизиро­ ванные отряды центрального участка БАМа все |эешительнее идут в наступление и на главном ходу магистрали — в сторону Чары и Зейска. На восток и запад с опережением сооружают притрассовые автомобильные дороги, земляное полотно, ведут укладку рельсов и через многочисленные водные преграды перекидывают мосты. Много ли сделано на трассе с начала ра­ бот, с первого колышка? Конечно, много, особенно, если учитывать объективные ор­ ганизационные и природные трудности. И все же среди наших многочисленных собеседников не встретилось ни одного, до­ вольного положением дел на трассе. Ра- * бочие, инженеры, проектировщики, желез­ нодорожники, партийные и советские работники, да и командиры стройки убеж­ дены: можно было сделать гораздо боль­ ше, необходимо сооружать магистраль зна­ чительно быстрее. Ведь ни одна наша стройка за все шестьдесят лет Советской власти не обладала такой технической мощью, столь надежными кадрами. На БАМе сосредоточены огромные силы, с них и большой спрос. Три минувших года показали, что совет­ ским людям по плечу самые сложные и трудные дела. Многие тысячи строителей, приехавших сюда по зову сердца, по веле­ нию Родины, с честью выдержали жесткую проверку их надежности, силы духа. Они проявили себя подлинными патриотами, достойными продолжателями лучших тру­ довых традиций нашего народа. Вместе с тем, начальный период стро­ ительства Байкало-Амурской магистрали выявил и множество еще не использован­ ных возможностей, обнаружил серьезные просчеты планирования, финансиррвания, управления стройкой, организации работ. Как пустить в действие резервы? Как устра­ нить ошибки? За счет чего можно ускорить прокладку второго пути к океану и хозяй­ ственное освоение его зоны? Об этих проб­ лемах мы и хотим поразмышлять вместе с читателями. Всенародное дело БАМ строит вся страна... Эти слова стали аксиомой. Их великий смысл нисколько не стерся от частого повторения. Но он все же нуждается в расшифровке. Что значит — вся страна? Это значит, что на трассе и в районах, прилегающих к бу­ дущей магистрали, есть много дел для каждого без исключения министерства и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2