Сибирские огни, 1977, №12
ОЧЕРК ИПЭБЛИОИЕТИИА Юрий Казьмин, Геннадий Петров БАМ. ТРИ ПЕРВЫХ ГОДА — Ну как там, на БАМе? Много построи ли? Что нового? Как люди живут? Знакомым отвечать на такие вопросы лег ко. Читателям журнала, которым мы рас сказывали о прошлогодней поездке на трассу Байкало-Амурской магистрали,— гораздо сложнее. Нынче мы побывали на стройке в мае. Строки эти пишутся в авгу сте. Редакция обещает опубликовать их в декабре. Сколько воды утечет за это время! Мы видели, как подразделения ГлавБАМ- строя и железнодорожных войск боролись за выполнение социалистических обяза тельств в честь 60-летия Великого Октября. Они дали слово к этой торжественной да те ввести в постоянную эксплуатацию ли нию Бам—Тында и открыть рабочее движе ние поездов на ее продолжении до Берка- кита — молодого города якутских горняков и энергетиков. Это на Центральном участке трассы. А на Западном решено до конца года дотянуть рельсы до Улькана на 209-м километре трассы, считая от Усть-Кута. На Восточном плече нынче намерены уложить стальную колею до разъезда Кудули, что в 125 километрах от Тынды, и еще изгото вить около ста километров железнодорож ного пути между Ургалом, Березовкой и Комсомольском-на-Амуре. Кроме того, в юбилейные обязательства вошло несколько крупных мостов, предприятий строитель ной индустрии и стройматериалов, заводов для ремонта машин, механизмов и автомо билей. Одни из них начнут действовать к 7 ноября, другие — до конца года. Сегодня, в августе, мы говорим об этих делах в будущем времени. Но читатели раскроют декабрьскую книжку «Сибирских огней» уже будучи осведомленными о том, чего мы сейчас еще не знаем: что из заду манного осуществилось, когда вошли в строй названные здесь объекты, кто стал героем пока не свершившихся событий... Трудно медлительной журнальной публи цистике угнаться за темпами стройки века! Авторам остается одно: укрупнить масштаб зрения, заглядывая вперед не на месяцы, а на годы; за фактами нынешней весны ис кать логику явлений и закономерностей; судить о сделанном не с позиций дня, а с позиций времени. Для такого подхода есть повод более ве сомый, нежели особенности «толстой» пе риодики либо наше недавнее путешествие по трассе. 8 июня минуло три года с тех пор, как Центральный Комитет КПСС и Со вет Министров СССР приняли постановле ние о строительстве Байкало-Амурской ма гистрали. Оно сразу же получило мировую известность. Сегодня трудно найти на Зем ле такое месте, где не слышали и не про износили бы этого звучного слова — БАМ. Оно говорит о грандиозности задач, решае мых партией и правительством, о величии свершений советского народа. Это слово стало символом экономической и духовной мощи нашего общества, которому по пле чу программа таких колоссальных масшта бов. Три года — срок немалый. Что же сдела но в это время на трассе? Итак, май 1977 года. Мы находимся в «столице» БАМа — Тынде, в приземистом здании штаба стройки. Главный инженер ГлавБАМстроя Игорь Сергеевич Розанов, попыхивая трубкой, в своей неспешной ма нере ведет рассказ: — Я начну с того же, что и в прошлом году: со строительства автомобильных при трассовых дорог. Без них железнодорож ное строительство вообще, а в наших усло виях в особенности обречено на провал. Так вот, в зоне действия ГлавБАМстроя уже пробиты пути общей протяженностью бо лее тысячи километров. Налажены перевоз ки грузов на всем промежутке от Усть-Ку та до Нижнеангарска и от поселка Тазы до Уояна, то есть — до Северо-Муйского хреб та. Все это сделано фактически не за три, а за два с половиной года. Не с первого же дня после постановления начали дороги строить! Сначала люди прибыли на трассу, устроились, а уж потом принялись рубить просеки и засылать болота. Вот и прики нем: два с половиной гбда и тысяча с лиш ним километров. А в каких условиях — не вам объяснять. Согласитесь: немало. Эти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2