Сибирские огни, 1977, №12

ОЧЕРК ИПЭБЛИОИЕТИИА Юрий Казьмин, Геннадий Петров БАМ. ТРИ ПЕРВЫХ ГОДА — Ну как там, на БАМе? Много построи­ ли? Что нового? Как люди живут? Знакомым отвечать на такие вопросы лег­ ко. Читателям журнала, которым мы рас­ сказывали о прошлогодней поездке на трассу Байкало-Амурской магистрали,— гораздо сложнее. Нынче мы побывали на стройке в мае. Строки эти пишутся в авгу­ сте. Редакция обещает опубликовать их в декабре. Сколько воды утечет за это время! Мы видели, как подразделения ГлавБАМ- строя и железнодорожных войск боролись за выполнение социалистических обяза­ тельств в честь 60-летия Великого Октября. Они дали слово к этой торжественной да­ те ввести в постоянную эксплуатацию ли­ нию Бам—Тында и открыть рабочее движе­ ние поездов на ее продолжении до Берка- кита — молодого города якутских горняков и энергетиков. Это на Центральном участке трассы. А на Западном решено до конца года дотянуть рельсы до Улькана на 209-м километре трассы, считая от Усть-Кута. На Восточном плече нынче намерены уложить стальную колею до разъезда Кудули, что в 125 километрах от Тынды, и еще изгото­ вить около ста километров железнодорож­ ного пути между Ургалом, Березовкой и Комсомольском-на-Амуре. Кроме того, в юбилейные обязательства вошло несколько крупных мостов, предприятий строитель­ ной индустрии и стройматериалов, заводов для ремонта машин, механизмов и автомо­ билей. Одни из них начнут действовать к 7 ноября, другие — до конца года. Сегодня, в августе, мы говорим об этих делах в будущем времени. Но читатели раскроют декабрьскую книжку «Сибирских огней» уже будучи осведомленными о том, чего мы сейчас еще не знаем: что из заду­ манного осуществилось, когда вошли в строй названные здесь объекты, кто стал героем пока не свершившихся событий... Трудно медлительной журнальной публи­ цистике угнаться за темпами стройки века! Авторам остается одно: укрупнить масштаб зрения, заглядывая вперед не на месяцы, а на годы; за фактами нынешней весны ис­ кать логику явлений и закономерностей; судить о сделанном не с позиций дня, а с позиций времени. Для такого подхода есть повод более ве­ сомый, нежели особенности «толстой» пе­ риодики либо наше недавнее путешествие по трассе. 8 июня минуло три года с тех пор, как Центральный Комитет КПСС и Со­ вет Министров СССР приняли постановле­ ние о строительстве Байкало-Амурской ма­ гистрали. Оно сразу же получило мировую известность. Сегодня трудно найти на Зем­ ле такое месте, где не слышали и не про­ износили бы этого звучного слова — БАМ. Оно говорит о грандиозности задач, решае­ мых партией и правительством, о величии свершений советского народа. Это слово стало символом экономической и духовной мощи нашего общества, которому по пле­ чу программа таких колоссальных масшта­ бов. Три года — срок немалый. Что же сдела­ но в это время на трассе? Итак, май 1977 года. Мы находимся в «столице» БАМа — Тынде, в приземистом здании штаба стройки. Главный инженер ГлавБАМстроя Игорь Сергеевич Розанов, попыхивая трубкой, в своей неспешной ма­ нере ведет рассказ: — Я начну с того же, что и в прошлом году: со строительства автомобильных при­ трассовых дорог. Без них железнодорож­ ное строительство вообще, а в наших усло­ виях в особенности обречено на провал. Так вот, в зоне действия ГлавБАМстроя уже пробиты пути общей протяженностью бо­ лее тысячи километров. Налажены перевоз­ ки грузов на всем промежутке от Усть-Ку­ та до Нижнеангарска и от поселка Тазы до Уояна, то есть — до Северо-Муйского хреб­ та. Все это сделано фактически не за три, а за два с половиной года. Не с первого же дня после постановления начали дороги строить! Сначала люди прибыли на трассу, устроились, а уж потом принялись рубить просеки и засылать болота. Вот и прики­ нем: два с половиной гбда и тысяча с лиш­ ним километров. А в каких условиях — не вам объяснять. Согласитесь: немало. Эти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2