Сибирские огни, 1977, №12
— Это ради России? — Разумеется. Отправляя вас дорогой Колумба, Россия сохраняет своего лучшего художника. — Лучшего? Кто это сказал? — Мышецкий. Раньше других поручик Мышецкий. — В таком случае он мало что смыслит в живописи. Кафа напоминала мальчишку, который через осколок стекла от бутылки увидел вдруг, что мир выглядит по-другому. Сцепив пальцы, она забросила руки за колено, подвинулась на стуле и теперь глядела на Глотова снизу вверх. Монголинка в ее лице и глазах ждала и усме халась. — Того же мнения и Крейц,— сказал Глотов.— Крейц и его свита художников и экспертов. — Э, торгаши! — Наконец, Савва Попов. — Старичок уже. Потому, наверно. — Тут вы не правы,— возразил Глотов.— Это не старичок. Он не перестает удивляться миру и людям. Напомню его призыв: назад, к простым вкусам древних эпох и поколений. К правде вкусов. К неза мутненному восхищению ребенка. И сам он ребенок. А в ваших произ ведениях видит то, чего не показал сам. Знаете, что он говорит? Вы вер нулись назад, чтобы глотнуть из чистого родника, и тут же ушли вперед на целое столетие. — Пришла и ушла. Не то,, Глотов! Я всегда тут. Я тутошная. Она отвела глаза: Глотов не должен был видеть того, что они го ворили. Она слушала, она ждала его слов. И, будучи человеком откры тым и прямым, говорила на этот раз не открыто и не прямо. Она не могла не радоваться признанию, так как признанию радуется каждый, кто что-то делает. Творящий же красоту попросту невозможен без это го чувства, как невозможна река без земли, дыхание без воздуха. Гло тов догадывался об этом и, поощряемый созвучными токами ее тайного внимания, заговорил искренно, не взвешивая каждого слова: жар-птица уже билась в его руках. Мистеру Крейцу, сказал он, известно заключение. Саввы Попова. Крейц обещает ей триумф века... Конечно же, это будет лучший выста вочный зал Нью-Йорка. Газеты сходят с ума. На домах, на арках — многометровые слова восхищения: «Чудо живописи»; «То, о чем мечтал и чего не смог Савва. Попов»; «Уникум, родившийся в камере смертни ков». Церемония открытия выставки найдет место в томах истории. На всех языках мира будет увековечено все — до поворота ее головы. Ко ронация гения! Мелкие лоскутки, в которые предприимчивый Крейц превратит ее арестантский халат, тот халат, в котором она страдала и творила шедевры, обретут цену сокровищ, миллионеры ринутся к ним со своими миллионами, и каждый лоскуток, каждый сувенир станет не только богатством, но еще и реликвией. — Вы душка, Глотов! — сказала Кафа и поднялась со стула.— Душ-ка! Она скорчила наивную гримаску и, вскинув руки, с отчаянным во сторгом пришлепнула себя по бедрам: — Значит, решили! Берем с собой халат и делаем шальные мил лионы. Только этому Крейцу кукиш с маслом! И знаете, Глотов, поду майте о пальмах. Болтают, на «Титанике» была настоящая пальмовая роща и шесть обезьянок. Это же загляденье! Номер! Д а и какой смысл при нашем толстом кармане лезть на первую посудину и плыть без падьм. Устройте, Глотов! Потолкаемся в порту, оглядимся. И еще — корт, теннис. Я немножко умею. Вот так — драйв.— Задирая локоть, она сделала кулачком резкое движение, будто пригнула к полу что-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2