Сибирские огни, 1977, №11

моря, и на Дубынинском, или Д олгом по­ роге, которые обнаружены были недавно и тоже должны быть затоплены, на этот раз водами Усть-Илимского водохранилища. Есть личина-маска и на томских писани­ цах, и на Урале, на скале у Малой Вишеры. Ангарские маски-личины, несомненно, свя­ заны с личинами Тувы и, быть может, хро­ нологически близки к ним. Интересны, далее, сопоставления личии бронзового века и изображений человече­ ских лиц в народном искусстве тувинцев. Есть основания согласиться с мнением ав­ тора, что «родоначальниками» тувинских шаманских масок могли быть личины-маски бронзового века, запечатленные на древних петроглифах. Гипотеза автора о том, что антропоморф ­ ные фигуры с огромными грибообразными головами — это мифические человеко-«му- хоморы»,— конечно, спорна, хотя для обо­ снования своей точки зрения автор приво­ дит большой этнографический материал. Могу только сказать, что такие же антро­ поморфные фигуры-«мухоморы» есть и в Монголии, где они найдены были нами еще в 1949 году на горе Тебчи у старого Хобдсомона. Всего вероятнее, в виде шляп­ ки гриба изображались пышные головные уборы воинов бр он зового века. Во^всяком случае, до Гоби— Алтая от Тувы ближе, чем до Пегтымеля на Чукотке. Замечательной особенностью улуг-хем- ских петроглифов, кроме личин-масок, являются и столь же обильные изображе­ ния «дворов» или оградок. М ож н о согла­ ситься с мнением М. А. Дэвлет, что такие фигуры представляют собой представлен­ ные в плане изображения дом ов с примы­ кающими к ним загонами для скота. Эта мысль, безусловно, плодотворна и заслу­ живает дальнейшей разработки. Интересно и некоторое сходство таких изображений с оградками на петроглифах Забайкалья. Основная масса петроглифов Улуг-Хема, как отмечает автор, относится к скифскому времени. Для хронологического определе­ ния петроглифов автор традиционно при­ влекает 'изображения животных на оленных камнях Тувы, Забайкалья и Монголии. Ис­ пользуются также произведения первобыт­ ного искусства из могильных скифо-сакских комплексов. Наиболее интересны, с худо­ жественной точки зрения, наскальные ри­ сунки оленей, напоминающие фигуры этих животных на оленных камнях. Петроглифы гунно-сарматского времени составляют небольшую , но характерную группу, вклю чающ ую животных в опреде­ ленной ,-озе с одной передней ногой, вы­ брошенной вперед, другой — согнутой в колене. Петроглифы следующей хронологической группы — тю ркского времени — выполнены в иной технике. Они не выбиты точечными углублениями, как большая часть изобра­ жений предшествующих эпох, а нанесены на скальную плоскость тонкими резными линиями. Они обоснованно сопоставляются с синхронными наскальными рисунками Центральной Азии, Сибири и Дальнего Во­ стока. Такое рассмотрение петроглифов тюркского времени Улуг-Хема позволило затронуть вопросы древних культурных кон­ тактов племен Центральной Азии с насе­ лением как соседних, так и весьма отда­ ленных территорий. Нужно, таким образом, приветствовать появление новой, тщательно и умело выпол­ ненной сводки-публикации памятников на­ скального искусства древнего населения Сибири. Она выполнена и на высоком полиграфи­ ческом уровне. Книга сразу же привлекает внимание своей обложкой, с которой на нас смотрит загадочная улуг-хемская личи­ на. Полезна читателю исчерпывающая биб­ лиография, захватывают многочисленные фотографии и таблицы, которые дают пол­ ное представление о рисунках на скалах и позволяют вовлечь эти материалы в даль­ нейший научный анализ. И последнее, о чем следует сказать,— о дальнейшей судьбе всего этого замеча­ тельного художественного комплекса, как принято говорить, древней картинной гале­ реи на скалах Улуг-Хема. Они будут вскоре затоплены водами нового искусственного моря. Н ужно всячески поддержать инициа­ тиву М. А. Дэвлет о спасении хотя бы луч­ ших образцов петроглифов, вырубить их со скал и перевезти на новое место. С о своей стороны — могу сказать, что такое место найдется для них и в новосибирском А ка­ демгородке на О бском море. А. П. ОКЛАДНИКОВ, академик. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2