Сибирские огни, 1977, №11
моря, и на Дубынинском, или Д олгом по роге, которые обнаружены были недавно и тоже должны быть затоплены, на этот раз водами Усть-Илимского водохранилища. Есть личина-маска и на томских писани цах, и на Урале, на скале у Малой Вишеры. Ангарские маски-личины, несомненно, свя заны с личинами Тувы и, быть может, хро нологически близки к ним. Интересны, далее, сопоставления личии бронзового века и изображений человече ских лиц в народном искусстве тувинцев. Есть основания согласиться с мнением ав тора, что «родоначальниками» тувинских шаманских масок могли быть личины-маски бронзового века, запечатленные на древних петроглифах. Гипотеза автора о том, что антропоморф ные фигуры с огромными грибообразными головами — это мифические человеко-«му- хоморы»,— конечно, спорна, хотя для обо снования своей точки зрения автор приво дит большой этнографический материал. Могу только сказать, что такие же антро поморфные фигуры-«мухоморы» есть и в Монголии, где они найдены были нами еще в 1949 году на горе Тебчи у старого Хобдсомона. Всего вероятнее, в виде шляп ки гриба изображались пышные головные уборы воинов бр он зового века. Во^всяком случае, до Гоби— Алтая от Тувы ближе, чем до Пегтымеля на Чукотке. Замечательной особенностью улуг-хем- ских петроглифов, кроме личин-масок, являются и столь же обильные изображе ния «дворов» или оградок. М ож н о согла ситься с мнением М. А. Дэвлет, что такие фигуры представляют собой представлен ные в плане изображения дом ов с примы кающими к ним загонами для скота. Эта мысль, безусловно, плодотворна и заслу живает дальнейшей разработки. Интересно и некоторое сходство таких изображений с оградками на петроглифах Забайкалья. Основная масса петроглифов Улуг-Хема, как отмечает автор, относится к скифскому времени. Для хронологического определе ния петроглифов автор традиционно при влекает 'изображения животных на оленных камнях Тувы, Забайкалья и Монголии. Ис пользуются также произведения первобыт ного искусства из могильных скифо-сакских комплексов. Наиболее интересны, с худо жественной точки зрения, наскальные ри сунки оленей, напоминающие фигуры этих животных на оленных камнях. Петроглифы гунно-сарматского времени составляют небольшую , но характерную группу, вклю чающ ую животных в опреде ленной ,-озе с одной передней ногой, вы брошенной вперед, другой — согнутой в колене. Петроглифы следующей хронологической группы — тю ркского времени — выполнены в иной технике. Они не выбиты точечными углублениями, как большая часть изобра жений предшествующих эпох, а нанесены на скальную плоскость тонкими резными линиями. Они обоснованно сопоставляются с синхронными наскальными рисунками Центральной Азии, Сибири и Дальнего Во стока. Такое рассмотрение петроглифов тюркского времени Улуг-Хема позволило затронуть вопросы древних культурных кон тактов племен Центральной Азии с насе лением как соседних, так и весьма отда ленных территорий. Нужно, таким образом, приветствовать появление новой, тщательно и умело выпол ненной сводки-публикации памятников на скального искусства древнего населения Сибири. Она выполнена и на высоком полиграфи ческом уровне. Книга сразу же привлекает внимание своей обложкой, с которой на нас смотрит загадочная улуг-хемская личи на. Полезна читателю исчерпывающая биб лиография, захватывают многочисленные фотографии и таблицы, которые дают пол ное представление о рисунках на скалах и позволяют вовлечь эти материалы в даль нейший научный анализ. И последнее, о чем следует сказать,— о дальнейшей судьбе всего этого замеча тельного художественного комплекса, как принято говорить, древней картинной гале реи на скалах Улуг-Хема. Они будут вскоре затоплены водами нового искусственного моря. Н ужно всячески поддержать инициа тиву М. А. Дэвлет о спасении хотя бы луч ших образцов петроглифов, вырубить их со скал и перевезти на новое место. С о своей стороны — могу сказать, что такое место найдется для них и в новосибирском А ка демгородке на О бском море. А. П. ОКЛАДНИКОВ, академик. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2