Сибирские огни, 1977, №11
лищах, и приведение сведений о них в словарнике. Быть истинным пушкинистом немыслимо без подвижничества. Более сорока лет ушло у автора для сбора материала- и не сколько лет — для написания книги. Труд поистине титанический. Немудрено, если читателей удивит, помимо объема книги, количество биографических справок и при- статейной библиографии. Биографические статьи об отце, матери, жене, детях поэта могли бы быть значи тельно расширены и изложены популяр ней, но, видимо, автор придерживался оп ределенных рамок, ограничивающих раз меры статей, чем и обусловлена их лако ничность и предельная сжатость. У неко торых жизнеописаний, для их более пол ной аргументации, недостает библиогра фических справок, вероятно, известных ав тору, но опущенных опять-таки по той же причине. Некоторые сноски, указанные в статьях, отсутствуют в послестатейной библиографии и — наоборот, но это уж не вина автора, а скорее недосмотр или упу щение редакторов. Л. ФЕДОТОВ М. А. Дэвлет. Петроглифы Улуг-Хема. М., «Наука», 1976. Петроглифы Сибири и Дальнего Восто ка представляют собой огромный и давно уже привлекавший к себе внимание иссле дователей массив памятников первобыт ного искусства, имеющий мировую цен ность и известность. На наскальные рисунки Сибири обрати ли внимание еще те исследователи и пу тешественники, которые первыми проле гали свои тропы в неизведанные глубины прошлого сибирских народов. Достаточно вспомнить хотя бы, неизвестного нам по имени, автора одного из русских хроно графов, который (по мнению А. И. А нд р е е в а — в 1645 г. или около того) впервые описал замечательные томские писаницы, неподалеку от современного города Ке мерова. Или — русского посла Николая Спафария, проезж авш его.через Енисей по дороге в Китай. Он видел наскальные ри сунки на берегу Енисея, в местности, «не доезжая Большого порогу». Его поразили эти изображения. Он описал цх, подметив, что древние рисунки вырезаны «на пу стом .месте», «в каменю». Сибирские петроглифы привлекли затем внимание Табберта-Страленберга и Д. Г. Мессершмидта. Вслед за «ими писаницы Сибири попали в поле зрения Г. ф. Мил лера и И. Г. Гмелина, участников знамени той Северной, или Камчатской, экспедиции. В последующее время писаницам Енисея была посвящена огромная монография И. Т. Савенкова. Большой материал по ним собран был видным археологом-исследо- вателем древностей Ю ж ной Сибири А. В. Адриановым и другими. В советское вре мя им уделил внимание в своей обобщ аю щей работе о древней истории Южной Сибири С. В. Киселев. Особый интерес исследователей сибир ской археологии наши писаницы привлек ли за последние 25 лет. Изданы моногра фии по петроглифам Ангары, Лены— Верх ней и Средней, Якутии, Забайкалья, Даль него Востока— Ам ура и Уссури. Существенным новым вкладом в изуче ние- петроглифов Сибири, как историче- . ского источника, являются и работы М. А. Дэвлет, в том числе только что вышедшая в свет книга о петроглифах Улуг-Хема, т. е. Верхнего Енисея. В этой работе публикуются в полном объеме значительные серии неизвестных или малоизвестных ранее наскальных изоб ражений. В недалеком будущем подавляю щая часть петроглифов Саянского каньона Енисея будет находиться ниже уррвня во дохранилища Саяно-Ш ушенской ГЭС, поэ тому работа по фиксации наскальных ри сунков, выполненная М. А. Дэвлет в пос ледние годы, имеет большое значение. В начале книги приводится краткий обзор исследований петроглифов в Туве, в част ности, на скалах Верхнего Енисея. Среди них особое значение имело открытие комплекса петроглифов М угур-Саргол- Чинге в Саянском каньоне Енисея. Честь этого открытия принадлежит ^математику из Новосибирска С. В. Макарову и местно му краеведу Д. Е. Евтифьеву. Наскальные изображения Улуг-Хема рас сматриваются в книге в хронологической последовательности. Выделяются культур но-исторические пласты писаниц эпохи бронзы, скифского, гунно-сарматского времени, средневековья. Среди петроглифов бронзового века наи больший интерес вызывают изображения личин-масок (их насчитывается свыше 200). Личины-маски Саянского каньона Енисея анализируются на широком историко-куль турном фоне. Вопреки мнению А. А. Ф о р мозова, полагавшего, что «за исключением очень отдаленного сходства двух-трех ли чин с окуневскими гравировками, петро глифы Ам ура «е имеют никаких точек со прикосновения с ранними писаницами Си бири» (А. А. Ф орм озов. Очерки по перво бытному искусству. М., 1969). М. А. Дэвлет отмечает наличие связей в искусстве брон зового века Енисея с амурским культур ным очагом. Близость в трактовке обра зов, по ее мнению, нельзя объяснить, ис ходя только лишь из общего сходства че ловеческих лиц, поскольку совладаю т не только такие специфические детали, как рогатый головной убор с «антенной» в центре, скобки на щеках, но и традиция изображения личин неполных, парциаль ных (стр. 18). Это .положение наглядно иллюстрируется таблицей, в которой сопоставляются личи ны .нижнеамурские и тувинские (стр. 19, рис. 13). М ож но дополнить анализ масок-личин Улуг-Хема серией сходных изображений с Ангары, в том числе — на Каменных остро вах, ныне затопленных водами Братского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2