Сибирские огни, 1977, №11

герой носил в вещевом мешке пшеничное зерно, которое мечтал вырастить после победы. На первом плане в его произведениях — сельский труженик. Скромны й и сам оот­ верженный, он не ищет • ни славы, ни на­ град и изо дня в день вершит свое нелег­ кое дело, даже не подозревая, что о величии этого дела будут говорить исто­ рики. Тема труда — одна из самых сложных для поэзии. Но Ф ролов умел находить свой, очень конкретный, развивающий тра­ диции русской поэзии, подход к этой теме. Большинство его лучших стихов сюжетны. Чаще всего в основе их какая-либо жиз­ ненная ситуация, на первый взгляд, обыч­ ная, малопримечательная, но опоэтизиро­ ванная одаренным автором. Вскоре о Ф ролове заговорили. И не только на Алтае, не только в Сибири, но и в Москве. Высокую оценку работа Ф ролова полу­ чила на II Всесою зном совещании моло­ дых писателей. На каждом из таких сове­ щаний, прошедших после войны, были делегаты Алтая. Их произведения обычно отмечали. Так, например, повесть Ивана Кудино­ ва «Погода завтра изменится» по реком ен­ дации руководителей семинара была опуб­ ликована в журнале «Юность», стихи Ни­ колая Черкасова появились в журнале «М олодая гвардия». Но ни о. ком столько не писали и не го­ ворили, сколько об Иване Фролове. Ал ек­ сей Сурков выделил его стихи в докладе: — Приятно отметить среди книг,— ска­ зал он,— стихи, в которых новая деревня, новые общественные отношения в ней рас­ крываются свежо, по-новому. К таким уда­ чам относятся лучшие из стихов книги «М оя Кулунда» алтайского поэта Ивана Фролова... Ф р ол ов отрешился от абстрак­ тно-риторической позы в рассказах о но­ вой деревне... Он пытается пойти по труд­ ному, но благородном у пути, на который звал Маяковский,— раскрыть в самых про­ заических, самых, казалось бы, «негерои­ ческих», будничных деревенских профес­ сиях пафос и благородство преданности человека своему делу. Из М осквы Иван Ефимович Ф ролов вер­ нулся членом С о ю за писателей. Его при­ няли в С о ю з на основании первого сбор ­ ника стихов «М оя Кулунда» — случай д о­ вольно редкий. На том же Всесою зном совещании Иван Ф ролов поставил вопрос о создании на Алтае своей писательской организации. А. А. Сурков прервал его выступление репликой: — Это совершенно необходимо. Иван Ф ролов стал первым руководите­ лем Алтайского отделения СП. Крепко запомнился мне один, в сущ но­ сти, пустячный эпизод. Группа литераторов собралась в только что организовавшем­ ся Сою зе. — Ну, кто из нас переродился в...— Ф ролов назвал поэта, известного своими скандалами, безудерж ным хвастовством и необоснованными претензиями. — Кто? — повторил свой шутливый вопрос Иван Ф р о ­ лов. И сам ответил: — Пожалуй, никто. Иван Ефимович говорил искренне. Ни он, никто из нас не могли даже вообра­ зить себе, что с кем-либо произойдет та­ кая метаморфоза. Первый сборник «М оя Кулунда» вызвал большой читательский интерес и широкую прессу. Статьей часто бывавшего на Алтае поэта Сергея Смирнова откликнулась «Комсомольская правда». О б зо р Алексан­ дра См ердова «Черты естественности» на­ печатала «Литературная газета». В «Сме­ не» появилась рецензия Владимира Кото­ ва, в «Сибирских огнях» — Ивана Ветлугина. О дно из стихотворений сборника — «Те­ лефонистка» — включили в антологию со­ ветской поэзии. В журнале «Октябрь» и в «Сибирских огнях» вышли новые стихи по­ эта. Иван Ефимович успешно собирал фольклор, написал больш ую статью «На­ родная поэзия в работах художественных агитбригад». Впоследствии она дважды вы­ шла отдельной брошю рой — в Барнауле и в Москве. Поэт побывал в творческой командиров­ ке на строительстве Волго-ДонскоУо канала и привез оттуда цикл стихов. Не порывал Иван Ф ролов и. связей с га­ зетой. Писал броские стихи, которые легко ложились на полосу, газетные шапки, сти­ хотворные лозунги типа «Кулунда — с хле­ бом всегда» или «От Кулунды до Кош -Ага- ча — одна задача: хлебосдача». В 1975 го­ ду алтайская писательская организация подготовила сборник очерков и стихов о людях Алтая. Его названием послужила строка Ивана Ф ролова «От Кулунды до Кош-Агача...» Шла работа в писательской организации. Обсуждения, консультации, конференции, отчеты, встречи с писателями. Особенно любил Иван Ф ролов проводить встречи. Сам он мастерски читал свои стихи, то и • дело вызывая взрывы аплодисментов. Правда, именно на этих вечерах мы впер­ вые почувствовали, насколько Иван Ф р о ­ лов неравнодушен к своей славе. Если слу­ шатели отдавали предпочтение кому-либо другому, Иван Ефимович мрачнел и, быва­ ло, даже уходил не попрощавшись. Прав­ да, поначалу мы относились к этому как к безобидном у чудачеству и также безобид­ но шутили по этому поводу. Но молодые поэты приметили и другое. Раскрывая «Литературную газету», Иван Ф р ол ов прежде всего искал, не пишут ли что о нем. Однажды он как-то с досадой не отложил — отбросил «Литературку», и любивший посмеяться поэт Борис Орлов сказал: — Д а брось ты ее выписывать — печата­ ет всякую чепуху, а о тебе ни слова... В 1952 году вышло сразу две книги Ива­ на Фр'олова: «О самых простых и скром ­ ны х»— в Барнауле, «С ти хи »— в Новоси­ бирске. Почти идентичные по содержанию, книги эти не имели такого р е з о н е н ^ как «М оя Кулунда». Правда, поэта поддержал Михаил Иса­ ковский своей большой статьей «О самых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2