Сибирские огни, 1977, №11

— Как что? — удивилась та.— Неужели ты так ничего и не уловил?.. В свой-то адрес никакого упрека не обнаружил?.. Да где тебе! Ты своего сына-то видишь только по большим праздникам, где ж тебе понять. А тут видел, как отец со сво­ им сыном дружит, как хорош о понимают они друг друга. ■ Тут уж яснее ясного: человека настоящего вырастит, не обол­ туса... Женщина, как я ее понял, больше 'нажи­ мала на прикладное значение прочтенной повести, как на своего рода образец вос­ питания ребенка. Однако ее муж вяло от­ махнулся, глядел в окно. Потом сказал: -гг Это же в книжке так, понимаешь?.. Писатель все тут сочинил про этого М ак­ симку, выдумал, чтобы вот таких, как ты, за душу брать. — Эх ты...— с укоризной в голосе про­ изнесла женщина и отвернулась от мужа. Говорили онр о небольшой повести, включенной в книгу и давшей ей назва­ ние «Кто ты на земле». Автор предваряет читателя, что эта повесть — о маленьком современнике Максимке. Он прослежива­ ет жизнь ребенка день за днем, от од но­ го до шести его лет. И читается это с большим интересом, потому что автор пы­ тается охватить своим взором все этапы пути в развитии маленького гражданина: его п о в а д ь , его суждения, начиная с первых произнесенных им слов, пытается дать свое толкование проявлению всего нового у взрослеющего с каждым днем Максимки. Да, хорошо, умно сделана эта повесть, и в ее оценке я целиком на стороне той женщины — соседки по купе. Думается мне, что для многих молодых родителей эта повесть будет не только интересной, но и во многом полезной. Однако книга Михаила Шевченко начи­ нается с другой вещи, которая названа аТолько бы одну весну». Это трагическая повесть в письмах. Тоже о нашем совре­ меннике, о юноше Игоре, уш едш ем на войну и погибш ем в сам ом ее конце. И обе эти повести связаны невидимой нитью, они, так сказать, на одну тему, и обе спрашивают: кто ты на земле? 8 письмах с фронта Игорь с беспощад­ ной откровенностью рассказывает о тяго­ тах войны, о своих мучениях — о конту­ зии, о ранениях. Читаешь эти письма, то и дело ловишь себя на мысли о том, что герой не очень-то хорош. Знаем мы фронтовиков! Большинство его сверстни­ ков не только в книгах, но и в жизни Лри- тушевывали неимоверные трудности воен­ ного похода, когда писали родным, друзь­ ям, то есть скрывали истину, лгали. Потому-то с каждым прочтенным пись­ мом усиливается чувство антипатии к Иго­ рю — герою повести. И вдруг в последних строчках повести узнаешь, что все эти письма родным не были отосланы, писал он их только для себя, а в письмах отос­ ланных он ни словом не обмолвился о своей контузии, о своих тяжелых ранени­ ях, даже о том, что пришлось много раз бывать в госпитале. И сразу перед тобой образ подлинного героя времени с его святой ложью. В книгу Михаила Шевченко включены еще и четыре небольших рассказа, но мне хотелось особо отметить названные уже повести как творческую удачу автора. ЛЕОНИД ИВАНОВ Л. А. Черейский. Пушкин и его окружение. Л., «Наука», 1976. У этой книги есть три достоинства: до­ стоверность, общедоступность и полез­ ность. Книга включает в себя данные о 2500 современниках А. С. Пушкина. Каж­ дый из них в свое время имел счастье встретиться на жизненной или творческой стезе с великим поэтом, хотя далеко не каждый принадлежал к истинным друзьям или близким знакомым его. Но книга тем и ценна, что пытается охватить всех зна­ комцев Пушкина, не ограничиваясь (каким- либо одним периодом его жизни. Выш ед­ шее в свет исследование Л. А. Черейского вполне соответствует высоким потребно­ стям современного общества. Еще Пушкиниана X IX века знакома с подобными начинаниями, но все они не составляли и сотой доли того количества жизнеописаний, которое представлено ав­ тором. Трехтомный труд Николая Гаст- фрейда «Товарищи Пушкина по импера­ торскому Царскосельскому лицею. Мате­ риалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811— 1817 гг.», вышедший в Петербурге в 1912— 1913 годах, был одним из первых опытов подобного словарника. «Словарь одесских знакомых Пушкина», вышедший в 1926 году под редакцией М. П, Алексеева, двухтомное, довоенное, издание В. В. Вересаева «Спутники П уш ­ кина» и словарь лиц, упоминаемых в пе­ реписке поэта за 1834— 1837 годы в изда­ нии «Пушкин. Письма последних лет», вышедшем в свет1в 1969 году под редак­ цией Н. В. Измайлова, были предшествен­ никами этой книги и в какой-то мере по­ служили ей своим материалом, сходным по характеру и типу отдельных статей. Автором использован каталог Пушкиниа­ ны ИРЛИ, удивительные по полноте и единственные в своем роде картотеки знакомых Пушкина, составленные Л. Б. Модзалевским, хранящиеся в Рукописном отделе Пушкинского Д ом а и собранные Мстиславом Александровичем и Татьяной Григорьевной Цявловскими. Л. А. Черейскому пришлось просмотреть все мемуарные, документальные и пуш- киноведческие издания вплоть до Пушки­ нианы, вышедшей к 175-летнему юбилею поэта. Помимо того, им впервые привле­ чены в качестве источников хранящиеся в Ц Г А Д А формулярные списки лиц, зна­ комых Пушкину, сенатские объявления, некрологи. Заслугой исследователя является также разыскание более тысячи изображений современников Пушкина, находящихся в книгах, государственных и частных храни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2