Сибирские огни, 1977, №11
свысока, прорицая истины. Ей противна какая бы то ни было поза. Она искренна и в помысле, и в слове. Ее стих и тон сти х о в— демократичны. Она такая4 же, как ее читатели, только ей выпало на долю уметь сказать, ей дан голос, у нее есть свое ды хание. «Ах, мама, такая досада, я платье себе не достала, красивое, белое платье, -а долго ли было до свадьбы...» Порадуйся, мама, письму моему. А дочке неплохо, как будто. Одета она и обута. Я только вот, мама, никак не пойму — зима наступила, весна ли... И сны твои, мама, должно быть, не врут, к добру, или худу, не знаю... Да, выпало детство однажды из рук. как старая мамина чашка... А детство бывает не часто. Любовная лирика Нины Грехозой сдер жанна, чиста и благородна. Она лишена и малейшего налета романсовости или ме лодраматизма, драматизм ее подлинен, он от жизни более, чем от искусства. С женской теплотой, с пристрастным от ношением к видимой, чувствуемой дета ли, с любовью к музыке жизни Нина Гре хова пишет о природе. Природа для нее не материал, а равноправный герой лири ки. Здесь, как и в духовном мире своих современников, поэтесса видит точку от счета своего творчества, ту самую почву, на которой она родилась, по которой хо дит и из которой черпает силы. Это ощ у щение, рождаясь в первых стихотворени ях, крепнет и обретает плоть к концу сборника. У березы простое лицо... Словно женщина русских полей, озари мой покой и крыльцо — в белом платье, в платке до бровей. Лирическая героиня стихов Нины Гре ховой в движении, душа ее в поисках, в работе. АЛЕКСАНДР ПЛИТЧЕНКО С. Смоляницкий. Майские ветры. Повести и рассказы. М., «Современник», 1976. Повесть С. Смоляницкого «Майские ветры», определившая не только заголо вок, но общий смысл новой книги, рас сказывает о победной весне 1945 года, о последних боях в Германии, о предчувст вии Великой Победы и о ее обретении. Впрочем, «рассказывает» — не то слово; писателя интересуют не сами по себе со бытия, завершившие величайшую из войн, которые знала история. Как и Ю. Бондарев в романе «Берег», автор повести стремит ся п-редельно ярко и точно воспроизвести всю сложность, неповторимость, значи тельность того момента, который пережил тогда он вместе со всеми своими совре менниками и сверстниками. В сам ом этом моменте заключен для него особый смысл: это зени!, высшая точка существо вания его поколения, с высоты которой он стремится взглянуть на нашу, на свою соб ственную сегодняшнюю жизнь. Как и Ю. Бондарев, автор не рассказывает, а «пишет» эти дни, как художник пишет кар тину, напряженно подбирая слова и крас ки, передающие запах, цвет, вкус, «веще ственность» пережитого, отделенного от нас уже более чем тремя десятилетиями. Правда для него — не мысль, не тезис, не формула, даже не совокупность фак тов, но полнота и живость образа — обра за весны 1945 года. Майские ветры — это дыхание надежды, пробивающееся сквозь смерть и кровь последних ожесточенных боев; это труд ное, непривычное обретение в бесконеч ной тяжести войны осязаемого мирного прошлого и будущего; это боль последних утрат, еще более резкая и невыносимая от предчувствия скорого конца войны. В повести С. Смоляницкого мастерски написанна’я картина сражения в воздухе, сражения, в котором герои лишь сверхъес тественным наЬряжением сил и волей слу чая избегают гибели, сменяется поэтиче ским интермеццо мирного дня, подарен ного судьбой друзьям-летчикам. Ситуация перекликается с астафьевскими ^Пастухом и пастушкой»; но у Астафьева даже ра дость первой любви не в силах залечить души героя, надломленной свирепой бес пощадностью войны; это лишь миг, выр ванный у смерти, луч света, похищенный у темноты. У С. Смоляницкого все по- инсму: пьянящий аромат близкой победы делает счастливый день необыкновенно емким, символичным, как бы олицетворяя бесконечность будущего мирного счастья. Символична встреча героя с земляком- москвичом, с которым виделся в родной школе, в одной квартире, у общего лю бимца и наставника— старого учителя-ли тератора, «старче»... И земляки уверенно назначают скорое свидание там, у люби мых книжных полок. Символичен короткий и внезапный роман героя с молодой польской учительницей, у которой кварти руют они с другом: он тоже весь распах нут навстречу будущему, огромному, бес конечному счастью... После победы все сбудется! И вот она наступает — Долгожданная Победа, за которую заплачено ни с чем не соизмеримой ценой. Повесть рисует это бурное, всеобщее ликование, кото рое никогда, до самой смерти не сотрет ся в памяти у тех, кто пережил его. И пер вые часы и дни герою кажется, что война навсегда исчезла из души и судьбы, что он родился заново, «и жизнь, не военная, а другая, еще неведомая, но прекрасная, только начинала открываться, как откры вается земля и раздвигаются ее горизон ты, когда самолет набирает высоту». Но в пьянящую радость сразу входит боль старых и новых потерь, и безбреж ность распахнувшейся впереди жизни на чинает застилать горькая «слеза несбыв- шихся надежд». В самом последнем бою гибнет друг Бориса, рыжий отчаянный бортстрелок Димка, так и не узнав, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2