Сибирские огни, 1977, №11

Да чтобы он же, Лютов, вовремя отра­ портовал... Соседи по трассе оказались куда спокой­ нее и благоразумнее — «гуляют черти!» Они-то успели уложить полотно трассы к празднику... Так сама жизнь, трудовая практика вносят коррективы и в характер производственно­ го конфликта, и в характер главного героя повести «Трудные, километры». Автор так же, как и С. Рыбас в «Лете в Сибири», фак­ тически не вскрыл причины явления, из-за которого весь «сыр-бор» загорелся, и по­ этому его герой, человек, кажется, поло­ жительный во всех отношениях, не мог не потерять кое-что в глазах вдумчивого чита­ теля... Коллектив, конфликты, характеры... В сложном переплетении этих трех жизнен­ ных ипостасей художник обязан найти един­ ственно верную точку отсчета, от которой будет зависеть и убедительное идейно-ху­ дожественное решение поставленных им проблем, и впечатляющая психологическая трактовка образов. ВИТАЛИЙ КОРЖЕВ Нина Грехова. Стихотворения. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд., 1976. Творчество Нины Греховой хорош о изве­ стно любителям лирической поэзии и в С и ­ бири, и за ее пределами. Сборники ее сти­ хотворений не залеживаются на прилавках книжных магазинов, у Нины Греховой есть не только верный читатель, но и вниматель­ ный и отзывчивый слушатель, с этим согла­ сится каждый, кто хоть однажды был на поэтическом вечере с ее участием. Зал за­ мирает как один человек, и в этой тишине or сердца к сердцу протягивается незри­ мая нить, подобная шелесту леса, журчанию ручья, напеву ветра. О бщ ая мелодия, она адресована каждому в зале, каждому, кто откроет книжку стихов Нины Греховой. В чем же секрет устойчивого успеха, рожденного не сегодня, возникшего давно и сопровож дающ его трудную работу поэ­ тессы уже на протяжении более чем деся­ ти лет, с тех самых дней, когда в 1964 году после появления больш ого цикла ее сти­ хотворений в журнале «Смена» Нина Грех'о- ва получила около двух тысяч писем от чи­ тателей? Наверное, самым полным ответом на такой вопрос может стать новая KflVtra поэ­ тессы. «Стихотворения» — книга лирики, где со­ браны произведения, написанные не просто в лирическом ключе, не только с элемен­ том лирики или лирической окраской, но с тонким и полным чувствованием и понима­ нием этого наиболее трудного стихотворно­ го жанра, когда предметом творчества ста­ новится человеческое чувство, его возник­ новение тут же в строках, на глазах читателя, его развитие, дго свет. Доверчивость ступает очень тихо. Пусть будет мягко молодой траве. , И муравью на утренней тропе дорогу уступает муравъиха... Возьми с меня, какую хочешь плату! Пускай лучи струятся по ножу — я подойду и голову на плаху, как будто на колени, положу. Свет чувства в стихах Нины Греховой по­ могает пониманию другого человека, дру­ гого мира, жизни вне нас. Чувство проби­ вает незримую стену одиночества, печали и роднит людей, как солнце роднит живое на земле. И когда лирическая героиня пы­ тается забыться и уйти от ветра буйного мира и побыть «в траве забвения», то, при­ ближаясь к ней, она вдруг видит и понима­ ет душой, что нет забвения в жизни, как нет остановки в вечном движении природы. Трава забвенья, ты поможешь мне. Хочу побыть с тобой наедине. Но только слышу я неясный вздох, как будто лепестки раскры л цветок, как будто это птица за стеклом едва задела веточку крылом, как будто где-то тихий дождь полил... Трава забвенья, ты — моя полынь. Так чувство не только возникает и движется в пространстве стихотворения, но и переосмысливается, становится иным по тону, так меняется местность с рассве­ том. Чувство конкретизируется, обретает плоть, мы его видим в детали, в жизнен­ ной реалии. Абстрактная, отвлеченная «трава забвения» становится полынью — родной травой, в которой степное солнце смешано с горечью пустого пространства, с горечью, рожденной соседством чело­ века и вечности. Видимо, стихи Нины Греховой находят отклик в сердцах читателей и потому, что ее оптимизм непоказной, необманный, а действительный', жизненный, где за каж­ дое мгновение счастья заплачено борьбой и трудом. Оптимизм Нины Греховой еще и в том, что она понимает жизнь не как вечное парение духа или стремление к та­ ком у парению над грешной землей. Она понимает жизнь как деятельное стремле­ ние к идеалу, к истине, к красоте. А та­ кого движения быть не может без почвы, без чувства времени, чувства Родины, чув­ ства правды. Вдт сейчас за моею спиной разомкнутся два крепких крыла. Непонятно мне станет самой, как я раньш е летать не могла. Подняла меня / горькая власть над землей, над зеленой травой. Ах, фортуна, вели мне упасть, чтобы снова пойти за тобой. Поэтесса никогда в своих стихах не ста­ новится над читателем, не смотрит на него

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2