Сибирские огни, 1977, №11

Каурова резко критиковали за фотогра- * фичность, заземленность, риторичность его стихов. О собенно убежденно и точно гово­ рили об этом М ар к Соболь и критик Гали­ на Колесникова, командированные на со­ вещание из М осквы правлением С ою за пи­ сателей РСФ СР. ' ' Кауров в ответ своим критикам прочел: Я часто завидую слову, Тому, что поэту дано, Когда в его рифме свинцово Встает, словно пуля, оно, Когда, как у грозной бойницы, Бьет в недруга этот свинец, И сердце поэта стучится Ударами ты сяч сердец. Эти строки заклю чаю т его стихотворение «Быль о двенадцати Блока». Но, вероятно, критика не проходила даром. И Борис А н ­ дреевич понимал, что актуальность не ис­ купает недостатка глубины и изобразитель­ ности, а большие темы требую т достойно­ го воплощения. Поиск Каурова становился глубже и ин­ тереснее. Хотя основа его была все та же: отталкивался он обычно от конкретного факта. А стихи его представляли собо^ сплав лирики и публицистики. Но с годам^ автор научился отметать ординарность!, стихи становились все возвышеннее и поэ­ тичнее. Хотя Борис по-прежнему любил повторять: «О т земли я не отрываюсь» — и повторял это с полным правом. П рекрасным прим ером мож ет служить его стихотворение «В ночную смену». С лу­ чай, который лег в его основу," Кауров ус­ лышал от м олодого поэта из рабочего по­ селка Павловск Якова Шилина. Всю ночь работал м отор трактора, всю ночь плуги вгрызались в грунт, и, наконец, тракторист не выдержал, расстелил на зем ­ ле полуш убок и уснул, на нем. И вдруг прицепщик разбудил его восторженным возгласом: «Взгляни скорей, да это ж но­ вый спутник!» И тогда: Взревел мотор. И, утонув в пыли. Рванулся трактор в утренние дали, Вздымая свежие пласты земли Отточенными лезвиями стали. Стихи Бориса Каурова завоевывали все более широкого читателя. Они появлялись в «Правде», «Советской России», «Ком со­ мольской правде», «Огоньке», «Сибирских огнях» и других изданиях. Пробовал себя Борис Андреевич и в жанре поэмы. Но тут его", как правило, по­ стигала неудача. Вспоминаю, как тот же М ар к Соболь, прочитав по просьбе Бориса Андреевича его поэму «Звезды на хол­ мах», резко критиковал ее за вялость и не- компактность сюжета, бедность и слабую изобразительность стиха. Но не всегда Соболь отрицательно от­ зывался о стихах Бориса Каурова. Я слы ­ шал, как вместе с Михаилом Аркадьевичем Светловым он восхищался строками Ка­ урова: Глуховатый, незрячий. Гром вздыхает слегка. Как медведи на спячку, залегли облака. А другие строки — «В эту осень в наро­ де я увидел вблизи, i A k рождается подвиг по колено в грязи»,— Михаил Аркадьевич Светлов даже процитировал в реком енда­ ции, которую дал Каурову для вступления в С о ю з писателей. Десять лет прожил Борис Кауров на А л ­ тае. Эти десять лет были самыми интенсив­ ными в его творчестве... Окончание следует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2