Сибирские огни, 1977, №11
Где бы сейчас ни .вспоминали Кулундин- скую степь — в путевьих очерках или в уче ном труде, в официальной речи или за д р у жеским столом,— редко обходятся без.этих емких, сжатых, как пружина, строк: Равнина, равнина — ни яра, ни пади. Равнина — на север, равнина — на юг. Как будто гористую землю разгладил Гигантский горячий утюг. Здесь воду качаю т полынные ветры. Идет на поля ледяная вода. Здесь смотришь и видишь на сто километров. Полсотни — туда, И полсотни — сюда. Однако, как это часто бывает с примет ными произведениями, «Кулунда» далеко не сразу увидела свет. Виной тому , оказа лись привходящие обстоятельства. В то .время заместителем редактора на шей газеты работал Семен Арсентьевич Макаров. Неплохой журналист, сильный ор ганизатор, Макаров, однако, отличался некоторыми странностями. Большинство из них, впрочем, особенно никому не вре дило. Но не расставался он с одной своей теорией насчет того, почему в редакции такой малый запас материалов. Макаров поучал: — Это оттого, что вы (Лкудышные хозяе ва. Представьте завод, в ротором две трети сырья пропадает в отходах! А сколько у вас в блокнотах пропадает? Осенью сорок пятого года из-за пере груженности газеты официальными мате риалами у М акарова не пошла целая поло са. В «ей велась речь о плохой организа ции уборочных работ, о больших потерях зерна в зоне Кулундинской МТС. Верный своему девизу — ничто не должно пропа дать — Макаров сохранил эти материалы до осени следующего, сорок шестого года. Позвонил Ивану Ф ролову и дал ему за д ани е— подновить эту полосу. Заданность и апешка помешали Ф ролову приметить перемены, которые произошли в МТС за целый год. По непростительной небреж но сти он даже не Вычеркнул одну-две фами лии людей, которые к тому времени вооб ще ушли из МТС на д ругую работу. Итог был плачевный. После появления полосы в краевой газете «Правда» дала фельетон под названием «Литературные старьевщики». Макаров помрачнел. К материалам Ивана Ф ролова а редакции стали относиться с недоверием, перепроверяя факты и фами лии в районных организациях. А наш ре дактор, энергичный, .всегда элегантно оде тый мужчина, за выдающийся вперед под бород ок и командную резкость прозван ный Наполеоном, ворчал: — Поэт в редакции — пробоина в кораб ле. Через нее всегда готов хлынуть поток ошибок. И, как на грех, именно в это время в ре дакции появилось стихотворение «Кулун да». Ф ролов передал его стенографистке по телефону. Это тоже вызвало ирониче ские толки: — Надо бы уж ему по телеграфу,— иро низировали газетчики. — Ах, вот они, долгожданные,— почти пропел редактор, когда эти стихи положи ли ему на стол.— Я кожей чуял, что они рождаются. Иначе откуда же такие ляпы? — Но стихи хорошие,— вставил я. — Очень приятно. Однако автор и без того прославил нас на всю страну. — Вы все-таки прочтите. — Не интересуюсь. О стихах ■ все. И, кстати, надо будет распорядиться, чтобы стенографистки не принимали никаких вир шей. Только презренную прозу. Я оставил «Кулунду» на редакторском столе, сделав вид, что забыл ее. Знал, ре дактор очень скоро прочтет стихотворе ние, Во-первых, он был настоящим газет чиком, а газетчики всегда любопытны, и, во-вторых, как большинство людей, под черкивающих непререкаемость своих ре шений, наш «Наполеон» часто менял их. И, действительно, стихотворение пример но через неделю появилось в газете. Впрочем, редактор не преминул заметить: — Решил опубликовать. Хотел, правда, заголовок заменить. Рифма одна напраши вается сама. Да ладно, пусть рифмуют. Но рифмовать не стали. Наоборот, ра- дарно чувствительные любители поэзии уловили приход нового дарования. Стихи Ф ролова замелькали в местной печати. В том же 1947 году «Кулунда» и другие стихотворения — «Волшебная ска терть», «Ночью» были опубликованы в пер вой книге начавшего свое существование альманаха «Алтай». Ивану Фролову, что называется, ветер дул в спину. Тема села относилась в то время к самым нужным и актуальным. Многие писатели заставляли себя обра щаться к ней, изучая жизнь деревни. Не было, понятно, недостатка и в конъюнк турщиках. А д л ^ Ф ролова село — его пер вая любовь, вечный родник его поэзии. Его афористичные, самобытные «Хлеб- соль», «Шестаково поле», «Сразу видно, что с Алтая», «Зерно» и другие стихи, по полняя друг друга, как бы становились в строй, создавали зримую картину кулун динской степной деревни. В те первые послевоенные годы поэт ра ботал одержимо. Перебирая сейчас старые дневниковые записи, я встретил такую: «3/1-48. Заходил Иван Фролов. Пили чай. Он читал новые стихи. М не прочесть нечего. Еще раз убе дился — надо бежать из газеты, по край ней мере, из аппарата. А как зверски, не найдешь другого определения, работает Иван! Вечером мы попрощались. Вдруг он стучится: «Впусти-ка, хочу посмотреть, в блокноте строчки записаны. Чтобы по д о роге думать». А на улице м ороз градусов тридцать пять. Ф ролов в штиблетах на тон кой подошве, в потертом кожаном пальто без воротника. Идти от меня в гостиницу минут двадцать». Зимой 1948 года по инициативе редакто ра журнала «Сибирские огни» Саввы Ели заровича Кожевникова в Новосибирске бы ло созвано совещание писателей Сибири. На это совещание из Барнаула пригласили нас с Иваном Фроловым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2