Сибирские огни, 1977, №11

Сергей Есенин, поэт иного склада, по-своему обращался к темам широкого гражданского звучания. Он тоже наметил образ Ленина («Капитан Земли»), однако эта часть творчества Сергея Есенина, полновесно дополняя его лирику, не является основ­ ной для поэта, не определяет его как классика русской поэзии. Сергей Есенин впервые в советской лирике создал подлинно национальный рус­ ский характер глубочайшей проникновенности, силы и красоты. Так наметились два русла новой русской поэзии. Творчество Александра Твардовского представляет и знаменует следующий этап развития советской поэзии. О н о как бы вобрало в себя, естественно соединило откры­ тую коммунистическую тенденциозность Владимира Маяковского и освященное чувст­ вом Родины глубинное личностное проникновение в истоки национального характера Сергея Есенина. В лирике поэт равнозначен герою, попытки провести между ними грань — искус­ ственны и непродуктивны. Следовательно, с полным правом мож но и нужно говорить об образе коммуниста как о главном образе в творчестве Твардовского. Естественное слияние коммунистических идей с русским национальным характе­ р о м — качественно новая, отличительная черта его поэзии и главное из составляющих ее непреходящ ую ценность. Коммунистические идеи стали не только достоянием и руководящей силой масс, но и естественной частью сознания, нравственности, быта, характера русского человека. Подлинный художник не ограничивает себя изображением внешнего портрета или срциально-функциональной деятельности героя. Для него всегда остается главным вос­ создание в слове движений мысли и души, исследование психологии, открытие главного и вечного в современности. Основываясь на послевоенной лирике Александра Твардовского, читатели гряду­ щих поколений смогут вживе представить образ коммуниста нашего времени во всей, его яркой силе — жизненную философию, думы и дела, нравственный облик и психо­ логию коммуниста. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не/приш ли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о тоМ ж е речь. Что я их мог, но не сумел сберечь,— Речь не о том, но все же, все же, все же... Чувство Родины и обостренная гражданская совесть — основные силовые линии характера коммуниста в поэзии Александра Твардовского. Величайшее значение творчества Александра Твардовского еще и в том, что он донес созданный им образ коммуниста до широчайших народных масс. Книги его — народное чтение. Поэзия его активно работает, ф ормируя сознание* новых поколений. Александр Твардовский— поэт народный, национальный. Сила его в честности и открытости, в кровной связи с народом. О н никогда не вещал с пьедестала избранности, с Олимпа показной непогрешимо­ сти, он презирал «дежурные оды» и «служение пустой забаве», но был принципиален, тверд, демократичен и естествен. Великий поэт, поэт-коммунист, он создал всеобъемлющий образ коммуниста, и это должно стать предметом специального исследования. В рамках нашей встречи мне хотелось бы отметить только то, как само врем я ф ор­ мирует определяющие традиции советской литературы, как сама жизнь, сама действи­ тельность становится основой отличительных черт каждого нового этапа развития на­ шей поэзии. , И когда кардиограмма сердца поэта совпадает с кардиограммой сердца страны, совпадает естественно и постоянно,— остаются стихи, остаются поэмы огромной лири­ ческой силы, высокого гражданского звучания, настоящего партийного пафоса. И тог­ да слово поэта всегда переходит в жизнь его народа, как слово Александра Твардов­ ского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2