Сибирские огни, 1977, №11
Сергей Есенин, поэт иного склада, по-своему обращался к темам широкого гражданского звучания. Он тоже наметил образ Ленина («Капитан Земли»), однако эта часть творчества Сергея Есенина, полновесно дополняя его лирику, не является основ ной для поэта, не определяет его как классика русской поэзии. Сергей Есенин впервые в советской лирике создал подлинно национальный рус ский характер глубочайшей проникновенности, силы и красоты. Так наметились два русла новой русской поэзии. Творчество Александра Твардовского представляет и знаменует следующий этап развития советской поэзии. О н о как бы вобрало в себя, естественно соединило откры тую коммунистическую тенденциозность Владимира Маяковского и освященное чувст вом Родины глубинное личностное проникновение в истоки национального характера Сергея Есенина. В лирике поэт равнозначен герою, попытки провести между ними грань — искус ственны и непродуктивны. Следовательно, с полным правом мож но и нужно говорить об образе коммуниста как о главном образе в творчестве Твардовского. Естественное слияние коммунистических идей с русским национальным характе р о м — качественно новая, отличительная черта его поэзии и главное из составляющих ее непреходящ ую ценность. Коммунистические идеи стали не только достоянием и руководящей силой масс, но и естественной частью сознания, нравственности, быта, характера русского человека. Подлинный художник не ограничивает себя изображением внешнего портрета или срциально-функциональной деятельности героя. Для него всегда остается главным вос создание в слове движений мысли и души, исследование психологии, открытие главного и вечного в современности. Основываясь на послевоенной лирике Александра Твардовского, читатели гряду щих поколений смогут вживе представить образ коммуниста нашего времени во всей, его яркой силе — жизненную философию, думы и дела, нравственный облик и психо логию коммуниста. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не/приш ли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о тоМ ж е речь. Что я их мог, но не сумел сберечь,— Речь не о том, но все же, все же, все же... Чувство Родины и обостренная гражданская совесть — основные силовые линии характера коммуниста в поэзии Александра Твардовского. Величайшее значение творчества Александра Твардовского еще и в том, что он донес созданный им образ коммуниста до широчайших народных масс. Книги его — народное чтение. Поэзия его активно работает, ф ормируя сознание* новых поколений. Александр Твардовский— поэт народный, национальный. Сила его в честности и открытости, в кровной связи с народом. О н никогда не вещал с пьедестала избранности, с Олимпа показной непогрешимо сти, он презирал «дежурные оды» и «служение пустой забаве», но был принципиален, тверд, демократичен и естествен. Великий поэт, поэт-коммунист, он создал всеобъемлющий образ коммуниста, и это должно стать предметом специального исследования. В рамках нашей встречи мне хотелось бы отметить только то, как само врем я ф ор мирует определяющие традиции советской литературы, как сама жизнь, сама действи тельность становится основой отличительных черт каждого нового этапа развития на шей поэзии. , И когда кардиограмма сердца поэта совпадает с кардиограммой сердца страны, совпадает естественно и постоянно,— остаются стихи, остаются поэмы огромной лири ческой силы, высокого гражданского звучания, настоящего партийного пафоса. И тог да слово поэта всегда переходит в жизнь его народа, как слово Александра Твардов ского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2