Сибирские огни, 1977, №11
рактеры присланного в деревню бывшего фронтовика, ленинградского рабочего, ком муниста Павлова — «политического политрука», чем-то напоминающего шолоховского Давыдова, но личность самобы тную и неповторимую, и еще одного фронто^ика-ком- муниста — Нахая Ногоевича Дьатпанакова, сменившего Арину на посту председателя колхоза, человека колоритного, преданного делу, долгу, Родине, партии. Появление на страницах романа этих двух людей удивительным образом преобра жает весь строй и дух произведения, сообщает ему сразу же высокий пафос граждан ственности, придает ему масштабность, позволяет увидеть за судьбой героини судьбы ее односельчан, всего Горного Алтая, всей страны. Небольшая повесть Бориса Укачина «До смерти еще далеко» рассказывает о се годняшней деревне Горного Алтая. Ее герой— “передовой механизатор Майну, личность далеко не однозначная и отнюдь не идеальная. Но события повести обращены в про шлое, в годы войны. Тогда, еще мальчонкой, Майну впервые увидел фронтовика Су- латая Чечогоева, бывшего кузнеца, уволенного из армии после тяжких ранений. Сула- тай недолго пробыл в деревне. Несмотря на увечье, он сумел добиться возвращения в действующ ую армию и геройски погиб. Тридцать лет спустя патриот, коммунист Сулатай Чечогоев, отдавший жизнь за Родину, заставляет Майну пересмотреть все, чем он жил до сих пор. Как оказалось, он был отцом Майну — этот сельский кузнец, отважный разведчик, бескомпромиссный боец партии... На протяжении многих лет работал над ром аном «В далеком аале» хакасский про заик Николай Доможаков, улучшая его от варианта к варианту. Действие этого произ ведения развертывается в хакасском селении в годы после гражданской войны. По первым публикациям критика, отмечая несомненные достоинства романа, высказывала автору претензии по поводу того, что образы коммунистов в нем не нашли достаточ но полного и глубокого художественного воплощения. Н. Дом ож аков ввел в роман несколько новых глав, заметно усиливших идейное и художественное звучание произведения. О бразы коммунистов-ленинцев Губенкова, Жаркова, Полынцева, Эпсе, их борьба с силами контрреволюции обострили конфлик ты, прояснили атмосферу борьбы, позволили правдиво показать время и жизнь дале-, кого аала. Свой краткий обзор мне хотелось бы завершить двумя примерами из тувин ской прозы. Недавно закончил работу над большим двухтомным историко-революционным ром аном «Улуг-Хем неугомонный» Кызыл-Эник Кудажи. В первой книге ро/иана он рассказывает о событиях начала века, о стихийной борьбе тувинских аратов против всевластия феодалов, о совместных действиях тувинцев и монголов против захватчиков (одним из центральных мест в этом томе являются главы о битве при Кобдо под ко мандованием Максаржава), о приближающемся «рассвете над Саянами» — революции в России. Главный герой романа — тувинский юноша Буян проходит сложный путь че рез неизбежное батрачество, кайгальство — конокрадство, налеты на лавки торговцев, участие в партизанских отрядах Щетинкина— Кравченко. Закономерен и естествен приход Буяна к активному участию в революционных событиях, в Тувинскую Н ародно- Революционную партию. Становление характера Буяна происходит под непосредственным влиянием русских большевиков и одного из основателей ТНРП Ою на Курседи. И снова мы мож ем убедиться в том, что ни одно произведение, посвященное сов ременности или недавней истории, не может иметь ш ирокого общественного звучания, не может претендовать на достоверность, обладать воспитательным воздействием на читателя, если в нем отсутствуют или не выведены с большой силой достоверности и художественной правды образы, характеры замечательных людей нашего времени — коммунистов. И в заключение — о трилогии основоположника тувинской литературы Салчака Тока «Слово арата», первая книга которой, как известно, была удостоена Государст венной премии СССР. Это — книга коммуниста о коммунистах. Нет нужды говорить об этом произведении, его знают все. Я хочу лишь привести несколько строк из него:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2