Сибирские огни, 1977, №11
ший интерес для меня, как переводчика, а также имеют непосредственное отношение к теме сегодняшнего разговора. М ы с полным основанием м ож ем говорить о Большой Литературе народов, насе ляющих Сибирь, о литературе Горного Алтая, Тувы, Хакасии, О бского Севера. В не давно завершенной пятидесятитомной библиотеке «М олодая проза Сибири» «на рав ных» с такими ставшими уже известными мастерами слова, как Валентин Распутин, Владимир Чивилихин, Олег Куваев, Владимир Колыхалов, выступают талантливые про заики: нанаец Петр Киле, юкагир Сем ен Курилов, нивх Владимир Санги, алтайцы Ла зарь Кокышев и Дибаш Каинчин. Литература народов Сибири развивалась под несомненным влиянием русской, советской литературы, но сохранила при этом все своеобразие каждой, даже самой малой этнической группы. Различны темы произведений национальных писателей, неповторимы манеры письма, своеобычны нравы людей, изображаемые художниками слова. Общ ее, что роднит эти литературы,— благотворное влияние Октября на возрождение бесправных народов, определяющ ее и непреходящее воздействие на расцвет новой жизни лучших людей — коммунистов. В большинстве национальных районов Сибири проза развивалась значительно м ед леннее, нежели поэзия, и первые ром аны и повести появились в последние десять- пятнздцать лет. Характерно, что преобладаю т в национальной сибирской прозе про изведения о современности, а если писатели и обращ аю тся к темам историческим, то правильнее бы ло бы называть их историко-революционными. П роза Горного Алтая — своеобразная художественная летопись десятилетий ны нешнего века. Она позволяет проследить путь алтайцев от девятисотых годов д о на ших дней. В автобиографической повести Чалчыка Чунижекова «АЛундузак» закономерен путь героя, сына кочевника, батрака, сначала в партизаны, а затем — в совпартшколу. П о весть завершается событиями 1920 года. Последняя глава так и названа — «Новая жизнь». «М ундузак возвращался из аймачного комитета. Ехал радостный, счастливый. С е кретарь айкома крепко пожал ему руку, сказал: — Поздравляю , товарищ Бектенов, и вручаю вам карточку кандидата в члены Ленинской партии коммунистов. Верю, что вы оправдаете доверие». Этот финал повести логичен и предопределен всем содержанием произведения, всей биографией героя. В остроконфликтной повести Дибаша Каинчина «Голова жеребца», действие кото рой разворачивается в первые годы коллективизации, идет непримиримая, смертель ная схватка между коммунистами подлинными и теми, кто пробрался в партию, чтобы вредить ей. М ол од ой прозаик психологически тонко и точно изображает убежденного борца с носителями байской идеологии, комсомольца, а затем и члена партии Байюрека. Оклеветанный, Байюрек выходит победителем в борьбе против «больш ого чело века» — заведующ его конефермой, лю того врага Советской власти, не только пролез шего в партию, но и ставшего секретарем партячейки. И победа Байюрека — торжество убежденности над злобной силой, настоящего борца над подлым, изворотливым и сильным врагом, свидетельство идейной зрелости писателя, не побоявшегося созна тельного обострения конфликта в своем произведении. «Голова ж еребца» — одно из ярких произведений советской художественной про зы .последних лет о сельских коммунистах тридцатых годов, их трудной судьбе и слав ных делах. Роман Лазаря Кокышева «Арина» — первый алтайский роман. О н посвящен жен- щине-крестьянке, ее жизни от первых лет революции д о дней победы в Великой О те чественной войне. Кульминация ром ана приходится на военные годы, когда в силу об стоятельств Арина, простая телятница, становится председателем колхоза. Недолго возглавляет она артель, едва не погибает от руки бывшего белобандита, сумевшего скрыть свое прошлое. Как раз в этих главах (и это одна из самых больш их удач авто ра) Л. Кокышев с большой симпатией и художественной убедительностью рисует ха
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2