Сибирские огни, 1977, №11

вод Товудай», герои трилогии рассказов Д. Цэвэгмида. Новаторство этих образов за­ ключается в том, что все они активно и сознательно участвуют в революционном пре­ образовании страны. В этом отношении нужно отметить пьесу «Путь-дорога» Ч. Ойдо- ва и повесть «Аю уш » Д. Сэнгэ. Заглавный герой повести Сэнгэ — сын арата, рядовой труженик. Он борется в неравном поединке против империалистических захватчиков, на передовой линии огня. За короткое время он вырастает духовно и нравственно, в нем раскрываются все лучшие человеческие качества. Герой повести погибает траги­ чески, но побеждает врагов и посмертно становится членом МНРП. Люди труда, коммунисты воспеваются в эпических поэмах Ц. Цэдэнжава, Ч. Чими- да, Б. Явухулана, Д. Тарвы, Д. Пурэвдоржи, С. Дашдорова. В лирических новеллах С. Эр- дэнэ, в гражданской лирике Б. Явухулана философски осмысливается духовно-нравст­ венная культура наших современников, выдвигаются новые качества народа-творца, че­ ловека эпохи, выражаются самые сокровенные думы и чаяния народа. Этим определя­ ется их воспитательное воздействие на людей. К произведениям такого типа относятся и лирические повести Д. Мягмара, живопись Л. Гавы, Г. Одона и Д. Амгалана, симфо­ нии С. Гончигсумлы и Л. М урдорж а, оперы Б. Дамдинсурэна и Д. Лувсаншарава. В эпических произведениях наблюдаются заметные сдвиги в отображении нашей современности, в создании образа современника. Здесь можно упомянуть романы Л. Тудэва, Ч. Чимида, Л. Чойжилсурэна, 3. Сандага, С. Дашдорова, С. Лочина. По горя­ чим следам революционного события — кооперирования сельского хозяйства — написан роман Л. Тудэва «Кочевье и оседлость», прототипом главного героя произведения Дооху является председатель сельскохозяйственного объединения Гоби-Алтайского аймака, Герой Труда М Н Р Лодойху. Тов. Ю . Цеденбал говорил, что «коммунистам наших дней выпала великая честь возглавлять борьбу народа за полное построение социализма в МНР». История М Н РП— это история народа — творца социального прогресса, национального возрождения и социалистического преобразования страны, история труда и деяний народа, история нашего современника и коммуниста. МНРП, как марксистско-ленинская партия, явля­ ется умом, честью и совестью монгольского народа. Перед нашими творческими ра­ ботниками стоит большая задача — создать художественную летопись социалистическо­ го строительства монгольского народа под руководством М Н РП — организатора и вдохновителя всех его свершений, написать творческую биографию наших славных коммунистов. X V II съезд М Н РП указал на'то, что священный долг деятелей литературы и искус­ ства— поднимать проблемы современности, создавать образы представителей совре­ менного рабочего класса, кооперированного аратства, трудовой интеллигенции, комму­ нистов наших дней. «Трудящиеся,— говорится в документе X V II съезда МНРП,— ждут от творческих работников создания художественных образов, которые могли бы глу­ боко Лвладеть сердцами и помыслами людей, увлекать их на большие свершения». Именно это мерило творческих достижений, которое определяет художественную ценность произведений о наших современниках, о коммунистах. Коммунист — развитая личность и интеллектуально, и эмоционально. О н отличается большой нравственной культурой, идейной убежденностью и политической закалкой, обладает истинным творческим даром и неисчерпаемой энергией созидания. Комм у­ нисты всегда и везде были впер ед и— и в революционных сражениях, и на поле вой­ ны, и на фронте мирного труда. Поэтому народ- окружает их огромным доверием, не­ поколебимой верой, а передовые его представители вступают в ряды партии, что не является, разумеется, простой переменой места, занимаемого в общественной жизни, а является выражением логики развития. Поэтому создавать образ коммуниста — это значит создавать образ народа, его боевого авангарда, на чьей стороне история и прогресс. Характер коммуниста — не комплекс всех лучших качеств народа, а синтез главных черт человека эпохи социализма. В характере коммуниста органически соединяются национальное и интернациональное. В этом — сложность и тонкость проблемы создания образа коммуниста. В нашей творческой практике наблюдались недостатки роста, кото, рые выражались в приукрашивании или очернении нашей действительности, в показе положительного героя, как сверхчеловека, и отрицательного персонажа, как олицетво

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2