Сибирские огни, 1977, №11

Так было положено начало созданию образа нового человека в монгольской гражданской поэзии и массовой пеоне. Первым образом нового человека был образ Сухэ-Батора, народного вождя, основателя М Н РП и народного государства. Самым массовым да и наиболее развитым ж анром литературы того времени была драматур­ гия. Недаром тогда в наших условиях все виды и роды художественной культуры по­ лучали развитие в синтетической структуре искусства театра. Именно там был создан живой, полноценный образ Сухэ-Батора. В 1922 году С. Буяннэмэх в своей пьесе «История ближайшего времени» обосновал целую художественную платформу, в ко­ торой раскрывается антиимпериалистическая и антифеодальна1^ сущность народной революции, цели строительства новой жизни, интернациональный характер дружбы народов и образ вождя революции и народа Сухэ-Батора. В 1934 году появились и другие пьесы о народной революции: Д. Нацагдоржа «Монгольский гений», С. Буяннэмэха «Хозяин драгоценного соёмбо, бесстрашный пол­ ководец Сухэ-Батор», Ш. Аю уш а «Сын Монголии», М. Ядамсурэна «Халхаский бога­ тырь». В этих пьесах создан образ. Сухэ-Батора как пламенного революционера, не­ устрашимого полководца, вождя трудового народа, народного героя. Зрелым произведением драматургии 30-х годов стала пьеса Д. Намдага «Новый путь». Автор сделал главный акцент на скромности, обаянии и человечности Сухэ-Бато­ ра, показал его в гуще народных масс, отразил его рост от простого арата до народ­ ного вождя, происшедшие в его духовном мире коренные изменения, идейную и ре­ волюционную целеустремленность его деятельности. Главный герой пьесы простой арат Дандар старается убежать от революционной бури, «о попадает в гущ у событий, бушевааших во всей стране. Уже сознательно он выбирает правильный путь борьбы вместе с народом. Его брат Бальжир, участвующий в национально-освободительной борьбе, тоже переходит на сторону Народной рево­ люции, становится ее убежденным бойцом. Параллельно с духовным ростом братьев показан и рост Сухэ-Батора, весь сложный процесс становления лидера Н ародной ре­ волюции и профессионального революционера, охватывающий и его духовный мир, и нравственный облик. На основе творческих традиций и художественного опыта зачи­ нателей новой монгольской литературы и искусства художник У. Ядамсурэн написал портрет Д. Сухэ-Батора и картину «Детство Сухэ-Батора», скульптор С. Чоймбол соз­ дал монумент Сухэ-Батору, который возвышается сейчас в Улан-Баторе. Появилась поэма «Песнь о Сухэ-Баторе» Ц. Гайтаве. Историзм и реализм поэмы, публицистиче­ ская манера письма, биографическая тектоника композиции и эпическая повествова- тельность сюжета — все это составляет оригинальный и самобытный колорит произ­ ведения. Поэт пишет: , * Народ — негасимый, огромный костер, не боящийся ничего. \ И наш Сухэ-Батор. 4 славный герой,— высокое пламя его. Судьбу героя поэт связывает с судьбами Родины, партии и народа, с вечной дружбой со Страной Советов, с учением великого Ленина. Поэт провозглашает: Тебя воспеваю, Родина. Высокий Ленинский свет! Тебя прославляю, Партия, Твой путь борьбы и побед! В разработку этой тематики новую струю внесло творчество Ч. Ойдова, Л. Ван- гана, Ч. Чимида в области театрального искусства и кинематографии. Примечателен образ, созданный в кинофильме «Его зовут Сухэ-Батор» народным артистом С С С Р Львом Свердлиным. В его воплощении образ Д. Сухэ-Батора — это образ настоящего революционера, умного и талантливого вождя народа, человека с большой душой. 50-е годы по праву считаются в нашей литературе эпохой эпических произведе­ ний. Вышли в свет историко-революционные романы «Смутное время» Д. Намдага, «Прозрачный Тамир» Ч. Л одой дамбы, «Красное солнце» С. Дашдэндэва, «Горе и сча­ стье» Ц. Уламбаяра, «Синее небо» 3. Баттулга, позже — «Большая судьба» С. Удвал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2