Сибирские огни, 1977, №11

Ленин», и драматургическая трилогия Николая Погодина «Человек с ружьем», «Крем­ левские куранты», «Третья патетическая» и повести Марии Прилежаевой, Эммануила Казакевича, Мариэтты Шагинян, и множество стихотворений, в числе которых старое стихотворение Николая Полетаева, написанное еще при жизни Ленина: «Портретов Ленина не видно, Похожих не было и нет. Века уж дорисуют, видно, Недорисованный портрет». Да, настолько всеобъемлющ и глубок образ Ленина, что каждый новый подступ к его воплощению будет безгранично долго обогащать мировую литературу. Новосибирскце писатели тоже внесли заметный вклад в Лениниэну. Нынешний, юбилейный год «Сибирские огни» открыли ром аном '«Точка опоры», заверш ающим трилогию о Ленине, созданную Афанасием Коптеловым. Ш ироко известно докумен­ тальное повествование Вениамина Шалагинова «Защита поручена Ульянову». Современная советская литература продолжает пристально всматриваться в об­ раз коммуниста наших дней. В послевоенные годы одним из первых отобразил самую гущу партийной работы, ее новую проблематику, образы партийных руководителей Георгий М арков в романе «Соль земли». В этом произведении, начатом еще до X X съезда КПСС, писатель поставил вопрос о том, что только свободная инициатива широких масс способна ускорить общее движение вперед, что лишь высоко развитое чувство хозяина родной земли может привести к действительно полному и рачитель­ ному использованию неисчислимых богатств Сибири. Один из главных героев романа «Соль земли» Максим Строгов, вначале заведу­ ющий отделом, а потом первыф секретарь обкома партии, ломает консервативный стиль руководства, поддерживает людей творческих, расковывает инициативу на мес­ тах. Вскоре эти тенденции нашего исторического развития стали явлением всеобщим. Но Марков писал свой роман как раз на переломе, когда они еще не вызрели вполне. О н одним из первых в литературе изобразил тип партийного руководителя, возглавив­ шего борьбу за торжество этих тенденций. Новые народные характеры коммунистов продолжает открывать наша литерату­ ра и в эпоху научно-технической революции. Я остановлюсь только на двух образах последнего времени. / Инженер Чинков из повести Олега Куваева «Территория» строит свою профес­ сиональную деятельность на точных инженерных расчетах и научном предвидении. Вместе .с тем ему чужд деляческий технократизм, им руководит государственная мысль и личное бескорыстие, то есть принципы коммунистической морали. Бригадир Потапов из пьесы А. Гельмана «Протокол одного заседания» тоже руководствуется точным экономическим расчетом и вместе с тем принципами высокой нравственно­ сти. Для него получить незаслуженную премию — аморально. В этих образах, как и в ряде других, выявлена определяющ ая черта нашего вре­ мени: производственная деятельность основывается на принципах коммунистической морали только в том случае, когда она построена на научных, экономических, инже­ нерных расчетах. Отступление от научно-экономических обоснований немедленно по­ рождает возм ожность отступления от нравственности. Эту тенденцию эпохи развитого социализма уже уловила литература и воплотила”"в ряде живых образов наших совре­ менников-■коммунистов. В заключение я хочу остановиться еще на одном произведении, которое по сво­ ей теме тоже входит в круг нашей сегодняшней беседы. Я говорю о романе новоси­ бирцев Сергея Обмыш -К узнецова и Зои Ломухиной «Одного кремня искры». Этим ром аном мы завершили 1976 год в «Сибирских огнях». Он посвящен совместной борь­ бе монгольского и советского народов против нашествия на М онголию китайских ге- нералов-милитаристов и банд русского белогвардейца барона Унгерна. Я не могу сказать, что это произведение написано на очень высоком художест­ венном уровне, но его отличает добросовестное и подробное изучение истории ста­ новления народной власти в Монголии, образования Монгольской Народной Респуб­ лики. С большой любовью и уважением нарисованы образы первых монгольских ком ­ мунистов, великих вождей монгольского народа — Сухэ-Батора и Чойбалсана. Сухэ-Ба- тор и Чойбалсан — это крупнейшие исторические личности, и в полном объеме их образы, вероятно, тоже дорисую т века, литература будущего, прежде всего, конечно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2