Сибирские огни, 1977, №11
нужно жить, дышать и работать много и метко. И это неспроста, что история выстави ла на арену людей грубых, трезвых, сильных, разбивших вдры зг вековую нашу, д ребе день (я говорю о мятущейся от века русской душе) и вколотивших в нее толстую сваю под неизвестное покуда, но, по-видимому, основательное здание, судя по свае». Грубые и сильные, возводящ ие неизвестное покуда здание,— так воспринимал молодой Леонов героев нового времени. И вот в повести «Соть», которую он писал как раз е это время, выведен образ коммуниста Уаадьева, организующ его ш турм лес ной и болоУной глуши. Для Увадьева характерна суровая сосредоточенность на инте ресах дела, жесткая закрытость душ и для всякой, по его словам, «размазни чувств и душевной неразберихи». Писатель дает такую выразительную характеристику своему герою : «Если уцелел в его памяти какой-то весенний овражек, усеянный одуванчика ми по скату, он стыдился этой самой сбивчивой своей страницы». Вглядываясь в этот новый человеческий тип эпохи, Леонов был озабочен тем, чтобы преобразователь ми ра ничего не потерял из.^душевных и духовных богатств. В 1936 году выходит в свет Самое, может быть, великое произведение Леонида Леонова — ром ан «Д орога на океан». Главный герой «Дороги на океан» коммунист Курилов как бы испытывается пи сателем в его отношении к извечным человеческим ценностям — к проблем ам жизни и смерти, к любви, к детям, природе. Писатель увидел в своем герое органичную слитность преобразования мира с глубоким и береж ным отношением к вечным цен ностям гуманизма. Но с первых же шагов советской литературы в н ^ пришли писатели-коммунисты, которым не было нужды проходить какие-то этапы в осмыслении типа новых руково- # дителей эпохи, которые этот тип свободно раскрыли изнутри, ибо образы их героев были автобиографичны. Я говорю прежде всего о Фурманове, Ф адееве и Николае Островском. «Чапаев», «Разгром», «Как закалялась сталь» — всемирно известные произведе ния, и нет нужды подробно характеризовать их. Чапаев и комиссар Клычков, парти занский вожак Левинсон, Павка Корчагин — это бессмертные образы коммунистов, показанные со всей глубиной их сложных, многогранных, развивающихся характеров. В них воплощен жизненный опыт самих авторов, ибо Ф урм анов был комиссаром ча паевской дивизии, Ф адеев — комиссаром партизанской дивизии на Дальнем Востоке, а Николай Островский сам так говорил, с лукавым юм ором , о своем герое: — Павка, по-моему, парнишка даже очень неплохой. Я и не думаю, конечно, скрывать, что Николай Островский с Павкой Корчагиным связаны самой тесной д р уж бой. О н и разум ом , и кровью моей сделан, Павка этот самый... Суть коммуниста Левинсона, как и того же Павки Корчагина, заключается в том, что в его сознании личное неотделимо от общественного. Революция становится ли рическим, личностным мотивом, сплетается с тончайшими переживаниями, окрашива ет и любовные чувства, пропитывает рассудок, захватывает человека бе з остатка. Причем заметим, в «Разгроме», например, не говорят о коммунизме, интернационале, революции. И это подчеркивает такое глубинно личностное восприятие революции и коммунистических идей, какое не нуждается в прямых политических декларациях. Полнейшее слияние личного с общественным, когда общественное становится личным,— эта определяющ ая особенность новой психологии с огромной убедительно стью раскры та первыми лисателями-коммунистами. М о е выступление поневоле носит эскизный характер, потому что тема велика и неисчерпаема. Я только напомню о классическом образе Д авыдова из «Поднятой це лины» Шолохова, о генерале Серпилине из военной эпопеи Симонова, о председателе колхоза Бортникове из киносценария Ю р и я Нагибина «Председатель». Это люди, го товые взять на себя всю полноту ответственности в самых тяжелейших исторических ситуациях. ч Я хочу сказать о великом коммунисте — о Владимире Ильиче Ленине. М ож н о без преувеличения утверждать, что каждая успешная попытка воплЬтить его образ художественными средствами являлась этапом в развитии всей советской литературы и искусства. У нас создана обширная Лениниана, которая продолжает пополняться. В нее входят и очерк Горького «В. И. Ленин», и поэма М аяковского «Владимир Ильич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2