Сибирские огни, 1977, №11
(---------- ■ ЛК ,. * 0 '• / « ема весьма важного документа, перехва- ценного властями Дальневосточной респуб лики. Это был известный мем орандум японского генерала Танаки, адресованный японскому императору, в котором излага лись планы японской военщины по захвату всего русского Дальнего Востока и Восточ ной Сибири вплоть д о Черемховского угольного бассейна, а затем и до Урала. Копии этого документа я направил Пред седателю Совнарком а Р С Ф С Р В. И. Ленину, наркому иностранных дел Г. В. Чичерину и председателю Реввоенсовета Республики. Впоследствии этот документ был частич но опубликован в одном из томов «Истории дипломатии». В Наркоминделе. Встречи, эпизоды В апреле 1921 года вернувшийся из поли тической эмиграции старый, опытный боль шевик Петр Кушнарев был назначен на. должность чрезвычайного уполном оченно го ДВР, а я освобожден от этой работы. К тому времени у меня была достигнута договореннбсть с заведующ им отделом дипкурьеров наркоминдела Б. М. Вилько- выским, пригласившим меня на работу в отдел его заместителем. В этом отделе могли работать лишь абсолю тно надежные люди, которым можно было бы доверить прием, обработку и доставку дипломатиче ской почты, нередко содержащей важные государственные документы, выполняющие свое дело предельно точно и четко. В те далекие годы (1920— 1921) регуляр ной почтовой связи с большинством капита листических стран у нас еще не было, да и внутренняя почтовая связь была не на высоте. Часто в отдел дипкурьеров прихо дили гр аж д ан е'с просьбой принять от них письма или открытки для отправки не толь ко за границу, но и в отдаленные районы страны, куда выезжали наши дипкурьеры. Советским людям известны и дороги имена дипломатических курьеров Теодора Нетте и Иоганн^ Махмасталя. Теодора Нет- те я хорош о знал по совместной работе. И вот наступил день, когда Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь на деле, своей кровьйэ, а Нетте и самой жизнью, доказали, на ка кой подвиг способны коммунисты, члены великой ленинской партии. Летом 1921 года я был командирован дипкурьером в Каунас. Зимой 1921 года последовало еще более ответственное поручение: народный комис сариат по иностранным делам направил меня с дипломатической почтой в Герма нию и с поручением, позволившим мне за держаться там около трех недель. Ехал я несколько необычным для поездки в Бер лин маршрутом: Москва — Таллин — Штет тин — Берлин. В середине декабря 1921 года я выехал с диппочтой в Таллин. Поезд М о с к в а — Ре вель (Таллин) шел медленно, в вагоне было холодно и неуютно. Д ров еле хватало, что бы поддерживать огонь в топке паровоза. П оезд часами задерживался в ожидании подвоза свежезаготовленных сырых дров. Грузчиков на станциях тоже не было. Пас сажиры выходили на каждой остановке, вы страивались в далеко растянутую линейку и передавали друг другу еще покрытые снегом тяжелые поленья. Сы ры е дрова в паровозной топке шипели, с трудом разго рались, и машинистам поднять в котле пар было чрезвычайно трудно. Уже на следующий день поезд вышел из графика и прибыл в Таллин с опозданием на двое суток- Я тут же отправился в наше полпредство и узнал, что финский пароход, на котором мне предстояло идти д о Ш тет тина, давно в рейсе. В те времена регуляр ное движение пароходов тоже не было на лажено. ...Медленно тянулись дни в ожидании при бытия финского парохода. Наконец 29 д е кабря 1921 года финский пароход, на правлявшийся в Штеттин, прибыл в Таллин. На пароходе все блистало: надраенные медные ручки дверей, туго накрахмаленное постельное белье и т. п. Н о этот комф орт был тут же забыт, так как в течение полуто ра суток суровый зимний ш торм на Балти ке не унимался. Бортовая качка была на столько резкой и стремительной, что, лежа на диване в узкой каюте, я оказывался поставленным то на ноги, то на голову. Выйдя утром следующего дня на узкую палубу с портфелем с диппочтой, я еле устоял на ногах. На исходе второго дня пароход вошел в Свинемундский канал, и ш торм как рукой сняло. Н аконец судно пришвартовалось к набережной Штеттина, и со вздохом облег чения я ступил на твердую землю. Здесь меня ожидали два сотрудника нашего пол предства, которые уже ‘несколько раз при езжали в Штеттин, чтобы меня встретить. 31 декабря 1921 года я приехал в Берлин, сдал диппочту и другие документы и был тут же приглашен «с корабля на бал». С о трудники полпредства' встречали Новый, 1922 год- Дипкурьеры зарубежных стран Говоря о советских дипломатических курьерах, нельзя не сказать нескольких слов о поведении дипкурьеров некоторых капиталистических стран. В начале двадцатых годов наша страна только начала выходить из хозяйственной разрухи — следствия империалистической и гражданской войн и иностранной интервен ции. Советские люди испытывали тогда больш ую нужду в продовольствии и про мышленных товарах, что, разумеется, не представляло никакого секрета для капи талистических стран. Некоторые приезжав шие тогда в нашу страну представители капиталистических стран были не прочь поспекулировать на нужде советских лю дей. ...В отделе дипкурьеров шла обычная ра бота по подготовке дипломатической поч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2