Сибирские огни, 1977, №11
Помню , как я волновался # о время пер вого визита Тауэра к Кругликову. «Жерт вой» м оего волнения оказался зеленый шнур электрического звонка, который во время беседы я мял в руках. — О бор вете шнур,— заметил мне пол ковник Тауэр. Разведывательная работа Во время первой же беседы Кругликов рассказал Тауэру о подавлении с пом ощ ью военных забастовки рабочих ж елезнодо рож ного д епо станции Нижнеудинск; под черкнул, что держит тесную связь с воен ными властями белых, при содействии которых он «зажал в кулак» ж елезнодо рожников. Тут же Кругликов рассказал о тревож ном положении, создавшем ся на Томской д ороге из-за красных • партизан ских отрядов. О собенно раздражала бе лых и причиняла им много хлопот сущест вовавшая в районе станции Тайшет, в глу хой тайге, близ села Тасеево, Тасеевская Советская республика во главе с ее пред седателем Яковенко, впоследствии, после окончания гражданской войны в Сибири, назначенный нарком зем ом РСФСР... Вскоре Кругликов устроил в честь амери канцев банкет в од ном из залов гостини цы «Европа». На нем присутствовали на чальники служ б и группа американских офицеров-ж елезнодорож ников. Меня по садили меж ду Кругликовым и Тауэром, тосты и хвастливые речи которых я должен был переводить. Кругликов, разгоряченный изрядными дозами спиртных напитков и близостью столь лю безны х его сердцу американских сою зников, выбалтывал много интересных и полезных для нас сведений. Во время первой же встречи у начальни ка Томской дороги, в течение которой полковник Тауэр проявил необыкновенный интерес к «происшествиям» на железной дороге, было_решено, что все телеграм мы о таких происшествиях будут переда ваться мне для перевода на английский язык и доклада Тауэру. Ему была выделе на комната на третьем этаже Управления дороги, куда направлялись все телеграм мы об авариях и других происшествиях на Томской дороге. Таким образом , в моих руках теперь бы ли сосредоточены данные об активности партизанских отрядов, оперировавших вдоль магистрали, что представляло боль шой интерес для Томской подпольной о р ганизации. П еред отъездом из Харбина Беркович дал мне адрес двух харбинских студенток Томского университета — Симы Аф анасье вой и Ш уры Вершовской, которые могли связать меня со студентом медицинского факультета Томского университета харбин- цем Милей (Самуил Осипович) Гойзнером, впоследствии заслуженным врачом РСФСР. Эта встреча состоялась в один из май ских вечеров на квартире студенток на улице Белинского, после чего все добы вае мые мною сведения я сообщ ал Гойзнеру, а он — подпольной партийной организации. Д о приезда в Томск «проф ессора Зеле нина» (под таким именем вел в Томске ра боту член подпольного губкома партии товарищ Лев Григорьевич Вакс, по кличке «Телескоп»), Гойзнер был единственным человеком, через которого я поддерживал систематическую связь с томской органи зацией. Впоследствии, после отъезда Гойзнера из Томска, сведения я передавал «про ф ессору Зеленину». Л. Вакс, приехавший в 1917 году во Владивосток из Сан-Фр'анциско, до приез да в Томск ,вел активную подпольную ра боту во Владивостоке, где едва избежал ареста, а затем в Харбине, где в ,1919 году принимал активное участие в подготовке забастовки на Китайско-Восточной ж елез ной дороге. Н есмотря на то, что Вакс был хорош о за конспирирован, за ним уже была установ лена слежка, о которой, к сожалению, мы не догадывались. Приходя к нему, я часто замечал сидящего на лавочке пожилого, обычно небритого, с седой щетиной, чело века в длинной солдатской шинели без по гон. О н как будто только что присел отдохнуть, но не отдыха ради он там сидел... В течение всего мая и д о половины июня я жил в вагоне Тауэра на станции Томск-11. В нескольких десятках метров от дороги в березовой рощ е была дислоцирована чехословацкая пехотная час,ть, разм ещ ен- ,ная в товарных вагонах. При очередной встрече я просил Гойз нера узнать, представят ли интерес данные о количестве и дислокации белых чехо словаков. Получив через несколько дней положительный ответ, я вместе с китай- цем-поваром, под предлогом поиска вагон- салсна, оборудованного для полковника Тауэра в Красноярских ж елезнодорож ны х мастерских, якобы захваченного чехами, направился в березовую рощу. Солдаты неоднократно нас останавливали, держа винтовку с примкнутым ш ироким штыком наперевес, спрашивая, кто идет. — Американцы ,— отвечал я. Услышав, что мы «американцы» (это слово белоче- хами воспринималось как пропуск), сол дат пропускал нас дальше. На самой тер ритории, где расположились чехословаки, нас также неоднократно останавливали. На вопрос офицера, что нам тут нужно, я от ветил, что по поручению американского полковника разыскиваю вагон-салон но мер такой-то. сославшись при этом на на чальника станции Томск-11. Таким образом, нам удалось в поисках еще не прибывшего из Красноярска ваго на обойти расположение чехословаков, со считать количество теплушек, трехдю йм о вых пушек и пулеметов «Максим», расстав ленных в разных точках рощи. Это было очень опасное предприятие. Малейшая оплошность — и мы пропали. — Н едурно устроились,— подумал я. С чувством сердечной признательности я вспоминаю о китайцах-поварах Александ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2