Сибирские огни, 1977, №11

В. Ч А П Л И К из этого не следует, что в какой-то степени снижается роль и значение личного.участия человека в семейно-бытовой деятельности первичной ячейки общества. Здесь, быть может, как ни в какой другой сфере общественной жизни, наиболее пол­ но и наглядно действует закон социализма, записанный в Конституции 1977 года: забота всех о благополучии каждого и забота каж­ дого о благополучии всех. Жизнь социали­ стической семьи весьма многогранна, в ней удовлетворяются материальные и д у­ ховные потребности человека и развивает­ ся ее самая важная функция — воспитание детей. Семейное воспитание своеобразно по своему характеру, его очень трудно заме­ нить какой-либо другой формой воспита­ ния. Родительская любовь и ответное чув­ ство детей обеспечивают (при прочих бла­ гоприятных условиях) наибольшее влияние на психику ребенка, на формирование та­ ких психических свойств, как внимание, мышление, речь, память, воображение, ин­ теллектуальные, моральные и эстетические чувства. Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко были убеждены, что весь этот набор пси­ хологического инструментария, который впоследствии играет реш ающ ую роль в образе жизни человека, складывается до пяти лет. Вот почему так важна материн­ ская забота в эти годы, особенно в младен­ ческий период. В нашей стране вводится порядок, при котором работница-мать по­ лучает частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им воз­ раста до 1 года. Создаю тся благоприятные условия д л я ■воспитания детей и в после­ дующ ие годы; матерям предоставляется возможность работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Все эти и другие меры, проводимые в стране на всех уровнях социального развития — в обществе в целол\, в трудовом коллекти­ ве и в семье, подтверждают жизненность известного марксистского высказывания: культура нации определяется положением женщины. Укрепление семьи, повышение ее роли в коммунистическом воспитании подрастаю ­ щего поколения — одна из наиболее важ­ ных проблем дальнейшего совершенство­ вания советского рбраза жизни. Н аряду со способами жизнедеятельности, о которых мы вели речь до сих пор, социа­ листический образ жизни, как уже отмеча­ лось, характеризуется еще учебной и лю ­ бительской деятельностью. В Советском государстве все виды образования бесплат­ ны, законом введено всеобщее обязатель­ ное среднее обучение 'и создана разветв­ ленная сеть профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Важное место в системе обр азо­ вания занимает заочное и вечернее обуче­ ние; созданы все необходимые условия для систематического самообразования тру­ дящихся. Советские люди находятся непре­ рывно в рроцессе обучения; это одна из характерных черт их образа жизни. Только в организованных формах обучения чис­ ленность учащихся достигает девяноста че­ тырех миллионов человек. В 1976 году на каждую тысячу рабочих, приходилось 715 человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием, на тысячу кол­ хозни ков— 537- Огром ная массовая систе­ матическая учебная деятельность советских людей — один из замечательных результа­ тов социалистической культурной револю ­ ции. Советского человека отличает ctpacT- ное желание — учиться. Ленинский призыв: «Учиться, учиться и учиться» — нашел и на­ ходит свое воплощение 8 советском образе жизни. В высшей школе процесс обучения все теснее переплетается с научно-йсследова- тельской работой. Смысл обучения, обра­ зования не только в усвоении программно­ го материала, что совершенно необходимо, но и в том, чтобы выработать навыки сам о­ обучения, умение постоянно совершенст­ вовать свои знания. Новые формы образо­ вания и самообразования людей значи­ тельно повышают активную жизненную по­ зицию, оказывают влияние на гармониче­ ское развитие всех способов жизнедея­ тельности. Советские люди приближаются к такому уровню развития производства и формирования человека, когда каждому будет предоставлена возможность разви­ вать во всех направлениях и действенно проявлять <^вои способности в интересах общества, на пользу общества. И, наконец, о любительском способе жизнедеятельности. В нашей стране органи­ зация и руководство этой деятельностью людей подняты на уровень государствен­ ной политики,, больш ую заботу о развитии этой деятельности проявляют партия, дея­ тели литературы и искусства и многочис­ ленные массовые общественные и самодея­ тельные организации. Конституция С С С Р закрепляет за гражданами право на поль­ зование достижениями культуры, на рацио­ нальное использование свободного време­ ни. Наступает эпоха, о которой несколько десятилетий тому назад писал А. В. Луна­ чарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность раз­ вернуть все таящиеся в человеке возм ож ­ ности, которая сделала бы человека в де­ сятки раз умнее, счастливее и богаче». В Стране Советов издается каждый седь­ мой экземпляр книги, выпускаемой на пла­ нете. На каждые 100 человек приходится 1363 библиотечных книги. Каждая семья выписывает газеты и журналы, очень мно­ гие имеют свои личные библиотеки. Совет- Л и й С о ю з впереди по выпуску переводной литературы, лидируе^ по массовой посеща­ емости кинотеатров. В стране создана и успешно развивается индустрия отдыха, развлечений, всех видов любительской дея­ тельности. X X V съезд К П С С и в этом направлении разработал целый комплекс мер: улучше­ ние работы культурно-просветительных уч­ реждений, расширение сети массовых биб­ лиотек, развитие народных .университетов, самых различных самодеятельных коллек­ тивов, обществ и товариществ трудящихся; широкое и повсеместное развитие физиче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2