Сибирские огни, 1977, №11
В. Ч А П Л И К из этого не следует, что в какой-то степени снижается роль и значение личного.участия человека в семейно-бытовой деятельности первичной ячейки общества. Здесь, быть может, как ни в какой другой сфере общественной жизни, наиболее пол но и наглядно действует закон социализма, записанный в Конституции 1977 года: забота всех о благополучии каждого и забота каж дого о благополучии всех. Жизнь социали стической семьи весьма многогранна, в ней удовлетворяются материальные и д у ховные потребности человека и развивает ся ее самая важная функция — воспитание детей. Семейное воспитание своеобразно по своему характеру, его очень трудно заме нить какой-либо другой формой воспита ния. Родительская любовь и ответное чув ство детей обеспечивают (при прочих бла гоприятных условиях) наибольшее влияние на психику ребенка, на формирование та ких психических свойств, как внимание, мышление, речь, память, воображение, ин теллектуальные, моральные и эстетические чувства. Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко были убеждены, что весь этот набор пси хологического инструментария, который впоследствии играет реш ающ ую роль в образе жизни человека, складывается до пяти лет. Вот почему так важна материн ская забота в эти годы, особенно в младен ческий период. В нашей стране вводится порядок, при котором работница-мать по лучает частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им воз раста до 1 года. Создаю тся благоприятные условия д л я ■воспитания детей и в после дующ ие годы; матерям предоставляется возможность работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Все эти и другие меры, проводимые в стране на всех уровнях социального развития — в обществе в целол\, в трудовом коллекти ве и в семье, подтверждают жизненность известного марксистского высказывания: культура нации определяется положением женщины. Укрепление семьи, повышение ее роли в коммунистическом воспитании подрастаю щего поколения — одна из наиболее важ ных проблем дальнейшего совершенство вания советского рбраза жизни. Н аряду со способами жизнедеятельности, о которых мы вели речь до сих пор, социа листический образ жизни, как уже отмеча лось, характеризуется еще учебной и лю бительской деятельностью. В Советском государстве все виды образования бесплат ны, законом введено всеобщее обязатель ное среднее обучение 'и создана разветв ленная сеть профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Важное место в системе обр азо вания занимает заочное и вечернее обуче ние; созданы все необходимые условия для систематического самообразования тру дящихся. Советские люди находятся непре рывно в рроцессе обучения; это одна из характерных черт их образа жизни. Только в организованных формах обучения чис ленность учащихся достигает девяноста че тырех миллионов человек. В 1976 году на каждую тысячу рабочих, приходилось 715 человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием, на тысячу кол хозни ков— 537- Огром ная массовая систе матическая учебная деятельность советских людей — один из замечательных результа тов социалистической культурной револю ции. Советского человека отличает ctpacT- ное желание — учиться. Ленинский призыв: «Учиться, учиться и учиться» — нашел и на ходит свое воплощение 8 советском образе жизни. В высшей школе процесс обучения все теснее переплетается с научно-йсследова- тельской работой. Смысл обучения, обра зования не только в усвоении программно го материала, что совершенно необходимо, но и в том, чтобы выработать навыки сам о обучения, умение постоянно совершенст вовать свои знания. Новые формы образо вания и самообразования людей значи тельно повышают активную жизненную по зицию, оказывают влияние на гармониче ское развитие всех способов жизнедея тельности. Советские люди приближаются к такому уровню развития производства и формирования человека, когда каждому будет предоставлена возможность разви вать во всех направлениях и действенно проявлять <^вои способности в интересах общества, на пользу общества. И, наконец, о любительском способе жизнедеятельности. В нашей стране органи зация и руководство этой деятельностью людей подняты на уровень государствен ной политики,, больш ую заботу о развитии этой деятельности проявляют партия, дея тели литературы и искусства и многочис ленные массовые общественные и самодея тельные организации. Конституция С С С Р закрепляет за гражданами право на поль зование достижениями культуры, на рацио нальное использование свободного време ни. Наступает эпоха, о которой несколько десятилетий тому назад писал А. В. Луна чарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность раз вернуть все таящиеся в человеке возм ож ности, которая сделала бы человека в де сятки раз умнее, счастливее и богаче». В Стране Советов издается каждый седь мой экземпляр книги, выпускаемой на пла нете. На каждые 100 человек приходится 1363 библиотечных книги. Каждая семья выписывает газеты и журналы, очень мно гие имеют свои личные библиотеки. Совет- Л и й С о ю з впереди по выпуску переводной литературы, лидируе^ по массовой посеща емости кинотеатров. В стране создана и успешно развивается индустрия отдыха, развлечений, всех видов любительской дея тельности. X X V съезд К П С С и в этом направлении разработал целый комплекс мер: улучше ние работы культурно-просветительных уч реждений, расширение сети массовых биб лиотек, развитие народных .университетов, самых различных самодеятельных коллек тивов, обществ и товариществ трудящихся; широкое и повсеместное развитие физиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2