Сибирские огни, 1977, №11
ботнике железнодорож ных рабочих М о сковско-Казанской дороги. О н писал: рабо чий класс начинает строить «новую, более высокую, общественную связь, обществен ную дисциплину: дисциплину сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кром е власти их собственного объедине ния». (Полн. собр. соч., т. 39, стр. 17). Второй способ жизнедеятельности— се мейно-бытовая деятельность. Ее функция и назначение — «производство самого че ловека, продолжение рода» (Энгельс), обеспечение роста населения, развитие и сохранение здоровья человека. Третий способ жизнедеятельности — об щественно-политическая деятельность, по М арксу— «выполнение социальных функ ций». К ней обычно относят организатор скую, агитационно-пропагандистскую, во спитательную работу и все виды участия личности в управлении делами общества и государства. Психологическая ценность этого способа жизнед!ятельности значи тельна, он способствует более полному самоутверждению личности в качестве ак тивного социального субъекта. «Обществен ная деятельность, какой бы скромный характер она ни носила, оказывает на каж дого необычайно освежающее действие» (Маркс). Четвертый способ жизнедеятельности можно обозначить как учебную деятель ность, которая способствует непрерывно му повышению уровня образования и самообразования личности. Ныне этот спо соб жизнедеятельности приобретает все возрастающее значение. Огром ная науко- емкость современного общественного про изводства и всех сфер человеческой прак-* тики требует того, чтобы «научиться по стоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки исследователя, ши рокий теоретический кругозор. Без этого трудно ориентироваться во все увели чивающемся объеме знаний, в растущем потоке научной информации» (J1, И. Бреж нев). И, наконец, весьма важным, приобретаю щим все большую значимость непо средственно в процессе воспитания нового человека, является пятый способ жизне деятельности, обозначенный М арксом как «свободная игра физических и интеллекту альных сил» личности. В развиваемой нами структурно-функциональной системе со циалистического образа жизни этот способ жизнедеятельности можно определить как любительскую деятельность свободного времени. Она отличается от всех осталь ных видов деятельности человека своей от носительной независимостью и наиболее полным выражением желаний, увлечений личности. Нормальное развитие всех составных ча стей социалистического образа жизни, их рациональное сочетание не означает, ко нечно, какой-то арифметической пропор циональности — равное распределение во времени и одинаковый уровень интенсив ности каждой из них. В нашей стране со вокупность способов жизнедеятельности 8 . Сибирские огни № 11. складывалась пЬ-разному под влиянием национальных традиций, существенных раз личий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, под влиянием особенностей трудовых коллек тивов и индивидуальности каждой лично сти. Но главное, что отличает именно с о- в е т с к и й образ жизни, заключается в политической зрелости масс, в пролетар ской политической жультуре, живым оли цетворением которой является партия Ле нина. \ «Ни в одной стране,— писал Ленин на третьем году социалистического летосчис ления,— не было сконцентрировано на та ком коротком промежутке времени такого богатства форм, оттенков, методов борьбы всех классов, притом борьбы, которая... особенно быстро созревала... большевизм проделал... практическую историю, которая по богатству опыта не имеет себе равных в свете». (Полн. собр. соч., т. 41, стр. 8). Богатство политического опыта, высокая политическая культура (единство коммуни стических идеалов и активной обществен но-политической деятельности) партии Ле нина, рабочего класса России оказались решающими в успехах м олодого пролетар-г ского государства. Революционный энту зиазм исторических октябрьских дней, «гвардейской атаки на капитал», трехлетней гражданской войны перевоплотился, с пе реходом к мирной жизни, в горячее чув-. ство советского патриотизма, интернацио нального долга, в постоянную готовность оказывать всестороннюю помощ ь между народному революционному движению. Эти черты в жизнедеятельности советских людей стали определяющими в процессе • формирования их образа жизни. Политическая культура, политическая во спитанность находит свое выражение в вы соком уровне организованности масс, под линном народовластии. Каждый четвертый представитель самодеятельного населения в нашей стране — депутат или активист С о ветов, их почти 30 миллионов человек. С самого раннего возраста советские люди вовлекаются в управление делами общест ва. Это — десятки миллионов пионеров, комсомольцев; свыше 1'10 миллионов трудящихся насчитывают в своих . рядах профсоюзы. Советские люди объединены в различных массовых общественных и са модеятельных организациях. Вся политиче ская система страны возглавляется Комм у нистической партией Советского Союза. Новая Конституция предусматривает еще более широкое участие трудящихся в уп равлении делами общества и государства, повышение активности общественных орга низаций, усиление народного контроля, ук репление правовой основы, расширение гласности, постоянный учет общественно го мнения. Выполнение этих конституцион ных требований обязывает всех трудящих ся значительно повысить общественно-по литическую активность. В развитии политической культуры, в приобщении к ней широких масс достигну ты заметные успехи, однако дальнейшее развитие социалистической демократии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2